Ремонт холодильников: +7 (930) 999-67-38
В Москве:
+7 (495) 324-67-85
В Санкт-Петербурге:
+7 (812) 604-57-64
Ремонт бытовой техники — это сложная работа, требующая определённых навыков и профессионального оборудования. Заправка фреоном холодильника должна производиться специалистом. Однако бывают ситуации, когда вызвать на дом мастера по ремонту холодильных установок невозможно. В этом случае можно попробовать починить технику самостоятельно, если есть опыт обращения с сосудами под давлением, доступно оборудование для ремонта, знакомо устройство холодильника.
Диагностика неисправности
Чтобы представить важность правильного уровня фреона в холодильнике, нужно понимать принцип работы механизма. Хладагент циркулирует по герметичной системе трубок. В конденсаторе газ сжижается и отдаёт тепло в окружающую среду, а в испарителе закипает и забирает тепло из холодильной или морозильной камеры. Фреон в замкнутом контуре не портится, эффективно охлаждает холодильную/морозильную камеру в течение многих лет.
Утечку фреона можно заподозрить, если компрессор работает, но холодильная/морозильная камера не охлаждается.
Фреон испаряется из-за нарушения герметичности системы циркуляции.
Неисправность может возникнуть вследствие:
- использования острых предметов при разморозке;
- некачественных материалов, подвергшихся коррозии;
- производственного брака;
- механического повреждения конденсатора или компрессора.
Перезаправку фреоном выполняют, если газ совсем исчез из контура или постепенно сочится из микротрещин.
Оборудование и материалы
Замена фреона — серьёзное вмешательство в конструкцию прибора, поэтому потребуются специальные дорогостоящие приспособления:
- Вакуум-насосная станция. Необходима для создания вакуума в системе и последующей заправки её фреоном.
- Весы. Необходимо очень точно взвесить количество попадающего в систему фреона: меньшее или большее количество газа приведёт к очередной поломке.
- Хладагент. Марка и количество имеют принципиальное значение. Необходимую информацию легко найти на заводской табличке (шильдике). Менять рекомендованную производителем марку нельзя. Маленький баллон самого распространённого хладагента R600 стоит около 500 рублей.
- Сварки и припой. Тип припоя выбирается в зависимости от типа трубок.
- Фильтр-осушитель. Его необходимо заменять при каждой разгерметизации системы.
- Клапан Шредера. Предназначен для создания вакуума и повышенного давления.
- Течеискатель. Нужен, если место повреждения неизвестно. Также применяется после проведённых работ для проверки стыков на герметичность.
- Баллон с азотом. Нужен для продувания системы.
СПРАВКА! Оборудование можно взять напрокат, так как однократное применение не окупит его стоимости.
Подготовка к ремонту
Перед починкой прибора необходимо выполнить несколько действий, которые обеспечат безопасность и помогут избежать проблем:
- Прочитать инструкцию к холодильнику. Каждая модель требует особого подхода. Это касается марки и количества фреона.
- Отключить электропитание холодильника.
- Отключить электронагревательные приборы в помещении. Фреон — взрывоопасный газ. По этой же причине во время работ нельзя курить и разжигать огонь (например, пользоваться газовой плитой).
- Обеспечить проветривание помещения во избежание взрывоопасных концентраций газа в воздухе.
- Обеспечить заземление всей используемой техники.
Замена фреона в холодильнике
Ремонтные работы делятся на несколько этапов: полное удаление хладагента, продувка контура, заполнение системы новым фреоном. Для всех манипуляций используют клапан Шредера, подсоединённый к сервисному патрубку компрессора.
Удаление остатков фреона
Из контура стравливают остатки фреона (если они есть). Для безопасности шланг лучше вывести через окно на улицу.
Затем следует проверить систему на герметичность: с использованием компрессорного насоса заполнить её воздухом. Довести давление до 15 атм., если трубки змеевика изготовлены из алюминия, или до 25 атм., если из меди или стали.
Мыльным раствором смазать трубки там, где видны потёки машинного масла: это, возможно, повреждённые места. Воздух, выходя из микротрещин, образует мыльные пузыри.
Если герметичность нарушена, необходимо сначала запаять трещины. Если протечек нет, можно продолжать работы.
Продувка азотом
Азот нужен для удаления из системы влаги. Если азот в баллоне находится под давлением свыше 6 атм., то заправлять в систему его можно только через редуктор.
Вырезать старый фильтр-осушитель и впаять новый.
ВНИМАНИЕ! Нельзя держать охлаждающий контур вскрытым дольше 15 минут!
Откачать азот вакуум-насосной станцией. При этом левый патрубок (синий) присоединяется к компрессору через клапан Шредера, средний (жёлтый) — к баллончику с хладагентом, правый (красный) — к насосу, создающему вакуум.
Завершите процесс, когда стрелка левого манометра будет показывать минимум (-30). На это потребуется 20-30 минут.
ВАЖНО! На этом этапе нельзя спешить: оставшаяся влага может испортить холодильник.
Виды хладагентов
Хладагенты (англоязычное название), или хладоны (русское название) — это газообразные фторсодержащие углеводороды без цвета и запаха. Их общее название — фреоны. Обозначаются буквой R (от английского Refrigerant — охладитель). Каждый конкретный вид хладона обозначается своим цифровым кодом.
В современные модели холодильной техники заправляются хладагенты R134а и R600а. Эти марки фреона не повреждают озон.
R134а — распространённый хладагент, который используется в кондиционерах и холодильниках. Безопасен.
Хладагент R600а — изобутан — обеспечивает работу многих промышленных холодильных агрегатов, но при соединении с воздухом взрывоопасен.
ВНИМАНИЕ! Один и тот же производитель, например, Атлант, может использовать разные виды хладагента в разных моделях техники. Соответственно, марка хладагента, количество газа и давление в системе будут различными.
В старой технике использовался хладон R12, от него отказались из-за разрушительного воздействия на озоновый слой.
Заправка хладагентом
Баллон с газом должен стоять на весах.
ОСТОРОЖНО! Фреон в том количестве, в каком он содержится в холодильнике, безопасен. Но газ в баллоне может стать причиной взрыва, так как находится там под давлением. При прямом попадании на кожу или в глаза вызывает химические ожоги.
Открыть вентиль баллона с фреоном. Когда стрелка манометра покажет давление 0,5 атмосфер, вентили закрыть. Затем включить питание компрессора на полминуты и подключить к жёлтому шлангу вакуумную систему на 10 минут. Если удалить воздух, случайно попавший в контур, то качество выполненного ремонта будет выше, и техника будет работать лучше. Для выхода воздуха оставить зазор между коллектором и шлангом.
После того как воздух стравлен, заправочный шланг плотно присоединить и закачать нужное количество фреона, затем подачу газа перекрыть.
ВАЖНО! Нужно неотрывно следить за показаниями весов: имеет значение каждый грамм! Необходимое количество фреона составляет 30 — 70 г в зависимости от модели холодильника. Точная информация указана на шильдике.
После закачки хладагента холодильник включить на 5-10 минут. Трубка на выходе из холодильника должна обмерзать примерно на 10 см. Если обмерзает сильнее, газ нужно немного стравить, если меньше — добавить. Давление для фреона R134а составляет 0,08 МПа, для R600a — 0,04МПа.
После заполнения системы хладагентом до нужного уровня патрубок перегнуть, клапан Шредера снять, отверстие запаять.
ВАЖНО! Не следует загибать патрубок и герметизировать систему до пробного включения холодильника.
Если в контур залили мало фреона, то компрессор будет работать на пределе своих возможностей, но при этом температура в камере не опустится до нужной. Потребуется перезаправка.
Как самому заправить холодильник фреоном в домашних условиях, показано и рассказано в видео
Стоимость работ по закачке фреона составляет от 1000 до 2500 рублей, включая запчасти. После правильно выполненных ремонтных работ холодильник будет исправно служить и не нуждаться в дозаправке.
Неумелое вмешательство в механизм может его окончательно поломать и стать причиной травм. К ремонту своими руками можно прибегнуть только в крайнем случае, а лучше вызвать для починки дорогой бытовой техники мастера.