Ремонт холодильников: +7 (930) 999-67-38
В Москве:
+7 (495) 324-67-85
В Санкт-Петербурге:
+7 (812) 604-57-64
- 1. Общий принцип работы системы охлаждения
- 2. Как устроен холодильник
- 3. Должен ли компрессор нагреваться
- 4. Почему компрессор горячий
- 5. Что делать с горячим компрессором
- 6. Применение трубок в холодильном контуре
- 7. Потери давления в трубках холодильного контура
- 8. Проблема возврата масла в компрессор
- 9. Маслоподъемные петли
- 10. Перетекание хладагента
- 11. Иней на трубке компрессора холодильника
- 12. Почему обмерзает трубка компрессора холодильника
- 13. Что такое капиллярная трубка и где она находится
- 14. Признаки и устранение засора капиллярной трубки
- 15. Особенности выбора капиллярной трубки на замену
- 16. Подбор диаметра трубок
- 17. Итог
Общий принцип работы системы охлаждения
В результате большого давления, нагнетаемого компрессором и клапанами, фреон сильно нагревается, попадая в решетку конденсатора холодильника, которая находится на задней его стенке. Изменяя свое агрегатное состояние, то есть переходя из пара в жидкость, хладагент через капиллярную трубку, снижающую его давление, попадает в испарительный радиатор, в котором снова превращается в пар. Цикличное перемещение фреона по системе охлаждения сопровождается выделением тепла через радиаторную решетку в окружающую среду. А в испарительном радиаторе происходит охлаждение, которое затем передается в камеру холодильника.
Как устроен холодильник
Любой современный холодильник состоит из следующих основных агрегатов:
- Двигатель.
- Конденсатор.
- Испаритель.
- Капиллярная трубка.
- Осушительный фильтр.
- Докипатель.
Электродвигатель
Двигатель является основным узлом бытового прибора. Предназначен для циркуляции охлаждающей жидкости (фреона) по трубкам.
Двигатель состоит из двух агрегатов:
- электромотор;
- компрессор.
Электромотор преобразует электрический ток в механическую энергию. Агрегат состоит из двух частей – ротора и статора.
Корпус статора устроен из нескольких медных катушек. Ротор имеет вид стального вала. Ротор соединен с поршневой системой двигателя.
При подключении двигателя к сети питания в катушках возникает электромагнитная индукция. Она является причиной возникновения крутящего момента. Центробежная сила приводит ротор во вращательное движение.
А знаете ли Вы, что на долю холодильника приходится 10 % всей потребленной электроэнергии. Открытая дверца прибора увеличивает потребление электричества в несколько раз.
При вращении ротора двигателя происходит линейное перемещение поршня. Передняя стенка поршня сжимает и разряжает рабочую жидкость до рабочего состояния.
Положение двигателя холодильника
В современных охлаждающих установках электродвигатель находится внутри компрессора. Такое расположение преграждает газу путь для самопроизвольной утечки.
Для уменьшения вибраций двигатель находится на пружинистой металлической подвеске. Пружина может находится снаружи или внутри устройства. В современных агрегатах пружина находится внутри корпуса двигателя. Это позволяет эффективно гасить вибрации при работе аппарата.
Принцип работы компрессора
Стандартная компрессорная установка работает с главным элементом в системе охлаждения основной и морозильной камер: с фреоном, при помощи химических свойств которого и происходит охлаждение. Камера испарителя передаёт потоки фреона компрессору, который фильтрует их и перенаправляет в конденсатор (именно на этом этапе происходит сильный нагрев устройства).
В конденсаторе фреон остывает и превращается в жидкость, после чего жидкий фреон (служащий основным «источником холода» в системе), направляется далее по «трубопроводу» охладительной системы в камеры, превращаясь в процессе обратно в газ. После этого цикл работы повторяется.
Теперь, когда нам в общих чертах известен алгоритм работы холодильного агрегата, можно переходить к рассмотрению основных неполадок в его работе.
Конденсатор
Представляет собой змеевидный трубопровод диаметром до 5 миллиметров. Предназначен для отвода тепла от рабочей жидкости в окружающую среду. Конденсатор располагается на задней наружной поверхности прибора.
Испаритель
Представляет систему тонких трубок. Предназначен для испарения рабочей жидкости и охлаждения окружающего пространства. Располагается внутри или снаружи морозильника.
Устройство компрессора
Капиллярная трубка
Предназначена для снижения давления газа. Имеет диаметр от 1,5 до 3 миллиметров. Расположена на участке между испарителем и конденсатором.
Фильтр-осушитель
Предназначен для очистки рабочего газа от влаги. Имеет вид медной трубки диаметром от 10 до 20 мм. Концы трубки вытянуты и герметично впаяны с капиллярную трубку и конденсатор.
Внимание! Фильтр-осушитель имеет односторонний принцип работы. Устройство не предназначено для работы на обратном режиме. При неправильной установке фильтра возможен выход установки из строя.
Внутри трубки находится цеолит — минеральный наполнитель с высокопористой структурой. На обоих концах трубки установлены заграждающие сетки.
Фильтр-осушитель
Со стороны конденсатора установлена металлическая сеточка с размерами ячеек до 2 мм. Со стороны капиллярной трубки установлена синтетическая сетка. Размеры ячеек такой сетки составляют десятые доли миллиметра.
Докипатель
Представляет собой металлическую емкость. Устанавливается на участке между испарителем и входом компрессора. Предназначен для доведения фреона до кипения с последующим испарением.
Служит защитой двигателя от попадания жидкости. Попадание рабочей жидкости может привести к выходу его из строя.
Должен ли компрессор нагреваться
Как и для большинства электроприборов, для компрессора существует определённая «рабочая норма» нагрева. В зависимости от модели и конструкционных особенностей она может составлять от +60 до +90 градусов по Цельсию, но не более. Принимая во внимание этот факт, можно заключить, что компрессор действительно должен при работе быть горячим, и порой даже нагреваться до достаточно высоких температур. Однако если его «раскаляет» до температуры выше +90, то это явно свидетельствует о неполадках в процессе работы.
Важно! Кроме перегрева, на нарушения в работе компрессора может указывать целый ряд факторов, таких как лёгкие электрические разряды при касании поверхности прибора, недостаточное охлаждение камер либо образование ледяной корочки на стенках камеры.
Если рабочий холодильник стал проявлять подобные симптомы – это повод обращаться в компанию по ремонту или по месту покупки за гарантийным обслуживанием. Стоит отметить, что ремонт по гарантии чаще всего не распространяется на технику, имеющую механические повреждения, поэтому в процессе эксплуатации прибора в гарантийный период следует быть особенно осторожным.
Почему компрессор горячий
Если не рассматривать «штатный» перегрев агрегата в нормальных рабочих условиях, то очень сильный прогрев компрессора (до температуры выше 90 градусов), может говорить о следующих причинах:
- непрерывной работе агрегата без отключения по достижению нужной температуры;
- непрерывной работе в сильную жару;
- неисправности теплообменника;
- утечке фреона из системы;
- переполненных продуктами камерах;
- работе в режиме интенсивной заморозки;
- выкрученном на «максимум» терморегуляторе;
- неправильных условиях эксплуатации.
Кроме того, компрессор может слегка перегреться после того, как холодильник был разморожен. Чрезмерно частое открывание дверей камер также ведёт к быстрому выходу агрегата из строя (часто это происходит у тех, кто старается ограничить потребление пищи, но регулярно заглядывает в холодильник в целях «перекусить» чем-нибудь низкокалорийным).
Важно отметить, что даже самые качественные холодильные аппараты имеют свой ресурс работы, и через 10–15 лет службы начинают требовать капитального ремонта. Однако и эти 10–15 лет устройство прослужит лишь при условии соблюдения всех эксплуатационных норм и регулярном мониторинге состояния основных узлов. Как и в случае с автомобильным двигателем, даже одна не устранённая вовремя мелкая поломка может привести к серьёзным проблемам в системе охлаждения, вплоть до полной её замены.
Что делать с горячим компрессором
Для того чтобы убедиться, что перегрев не связан с неправильным положением холодильника, необходимо выровнять его относительно уровня пола, отрегулировав высоту ножек. Для того чтобы задняя решётка хорошо вентилировалась (а это тоже влияет на перегрев), необходимо оставить расстояние между ней и стеной в 15–20 см.
Если с положением всё в порядке, можно провести разморозку камер. После полной разморозки их необходимо загрузить продуктами согласно правилам размещения, указанным в технической документации к устройству. Не будет лишним также проверить температурный датчик при помощи мультиметра. Неисправный датчик подлежит замене.
Важно! Ни в коем случае не стоит пытаться самостоятельно разобрать компрессор либо элементы системы охлаждения. Все операции по их ремонту должны проводиться только квалифицированным специалистом с опытом работы.
В случае когда вышеописанные меры не принесли никакого результата, и компрессор холодильника продолжает нагреваться до высоких температур, необходимо подготовить холодильник к ремонту, отключив его от сети, удалив из камер все продукты и дождавшись, пока полностью растает наледь. После этого устройство необходимо передать в распоряжение мастера по ремонту, который проведёт его по следующему общему алгоритму:
- Слив фреона из системы. Для этого трубку, ведущую к компрессору, надламывают и запускают движок на несколько минут. Фреон при этом перемещается в конденсатор, после чего при помощи специального шланга и баллона откачивается из системы.
- Замена трубки заправки. При замене лучше всего использовать медную трубку, которую легко соединить с корпусом, используя пропановую горелку.
- Извлечение компрессора. Отключенный от всех подающих и обратных трубок агрегат снимают с креплений.
- Монтаж и подключение нового компрессора в порядке, обратном разборному.
После того как все элементы подсоединены, производят пробный запуск холодильника и проверяют стабильность его работы.
Стоит отметить, что полная замена компрессора необходима далеко не всегда: при легкоустраняемых неисправностях вроде неполадок в работе датчика температуры можно обойтись мелким ремонтом. В случаях же повреждения обмотки мотора, возникновения посторонних шумов в работе или банального износа компрессора без полной замены его не обойтись.
Применение трубок в холодильном контуре
Главные элементы холодильного контура — компрессор, конденсатор, испаритель и регулятор потока — соединены между собой металлическими трубками, по которым перемещается хладагент. Линии переноса хладагента делятся на три группы:
- Линии нагнетания, по которым хладагент в газообразном состоянии под высоким давлением проходит от компрессора к конденсатору.
- Жидкостные линии, по которым жидкий хладагент проходит от конденсатора к испарителю.
- Линии всасывания, по которым хладагент в газообразном состоянии под низким давлением проходит от испарителя к компрессору.
Для максимальной эффективности работы холодильного контура важно правильно подобрать трубки и смонтировать их. При выборе трубок нужно учитывать приведенные ниже факторы.
Потери давления в трубках холодильного контура
Потери давления хладагента в трубках холодильного контура снижают эффективность работы холодильной машины, уменьшая ее холодо- и теплопроизводительность. Поэтому нужно стремиться к уменьшению потерь давления в трубках.
Поскольку температура кипения и конденсации зависит от давления (практически линейно), потери давления часто оценивают потерями температуры конденсации или кипения в °С.
- Пример: для хладагента R-22 при температуре испарения +5°С давление равно 584 кПа. При потере давления, равной 18 кПа, температура кипения снизится на 1°С.
Потери в линии всасывания
При потере давления на линии всасывания компрессор работает при меньшем входном давлении, чем давление испарения в испарителе холодильной машины. Из-за этого снижается расход хладагента, проходящего через компрессор, и уменьшается холодопроизводительность кондиционера. Потери давления в линии всасывания наиболее критичны для работы холодильной машины. При потерях, эквивалентных 1°С, производительность снижается на целых 4.5%!
Потери в линии нагнетания
При потере давления на линии нагнетания компрессору приходится работать с более высоким давлением, чем давление конденсации. При этом производительность компрессора тоже снижается. При потерях в линии нагнетания, эквивалентных 1°С, производительность снижается на 1.5%.
Потери в жидкостной линии
Потери давления в жидкостной линии слабо влияют на холодопроизводительность кондиционера. Зато они вызывают опасность закипания хладагента. Это происходит по следующим причинам:
- из-за уменьшения давления в трубке может оказаться, что температура хладагента будет выше, чем температура конденсации при этом давлении.
- хладагент нагревается из-за трения о стенки труб, поскольку механическая энергия его движения переходит в тепловую.
В результате кипение хладагента может начаться не в испарителе, а в трубках перед регулятором. Регулятор не может устойчиво работать на смеси жидкого и парообразного хладагента, поскольку расход хладагента через него сильно уменьшится. Кроме того, холодопроизводительность снизится, поскольку охлаждаться будет не только воздух в помещении, но и пространство вокруг трубопровода.
Допустимы следующие потери давления в трубках:
- в линии нагнетания и всасывания — до 1°С
- в жидкостной линии — 0.5 — 1°С
Проблема возврата масла в компрессор
Для нормальной работы компрессора холодильной машины его подвижные контактирующие части должны быть смазаны. Для смазки применяют специальные масла, которые заливают в картер компрессора перед заправкой хладагента. Количество масла примерно в 10 раз меньше объема хладагента.
При запуске кондиционера масло вместе с газообразным хладагентом выходит в трубки линии нагнетания. После этого оно может вернуться в компрессор, только пройдя весь холодильный контур. Если же масло не будет возвращено в компрессор, то он постепенно совсем обезмаслится и выйдет из строя.
Из жидкостных линий масло возвращается в компрессор в смеси с жидким хладагентом. Проблем здесь не возникает.
В линиях нагнетания и всасывания находится парообразный хладагент, не смешивающийся с маслом. Поэтому оно может передвигаться по газовым линиям или под действием силы тяжести (только вниз), или увлекаться потоком пара.
- В горизонтальных участках линий нагнетания и всасывания для переноса масла достаточно низкой скорости пара. Но для облегчения переноса масла часто предусматривают слабый наклон трубопровода в направлении движения потока хладагента (около 0.5%).
- В вертикальных участках линий нагнетания и всасывания для переноса масла снизу вверх нужен достаточно сильный поток пара. Скорость паров хладагента должна быть не менее 5м/с при любом режиме работы (даже с пониженной мощностью). Существует минимальная холодопроизводительность, при которой в газовых линиях масло может подниматься по вертикальным трубкам. Она зависит от диаметра трубок.
Если разность высоты между компрессором и испарителем превышает 3-4 м, перемещение масла по трубопроводу проблематично. Возможны 2 варианта их размещения:
- Компрессор выше испарителя. При остановке компрессора (выключении кондиционера) в нижней части трубопровода скопится масло. Частично масло может стекать и из испарителя. При последующем запуске холодильной машины большое количество масла попадет во всасывающую полость компрессора и вызовет гидравлический удар.
- Коденсатор выше компрессора. При остановке компрессора (выключении кондиционера) в нижней части трубопровода скопится масло. Если температура воздуха невысока, то конденсируются пары хладагента и тоже стекут в нижнюю часть трубопровода. При последующем запуске может возникнуть гидравлический удар из-за скопления жидкостей в нагнетающей полости компрессора.
Маслоподъемные петли
Чтобы избежать поломки компрессора из-за скопления масла, нужно устанавливать в нижней части подъема линий нагнетания и всасывания маслоподъемную петлю. Если же разность высот больше 7 м, то маслоподъемные петли надо устанавливать через каждые 6-7 м.
Маслоподъемная петля представляет собой изогнутый участок трубки с малым радиусом изгиба (см. схему выше). Чем больше масла скопилось в петле, тем выше его уровень. При этом снижается сечение прохода газа, и скорость газа постепенно увеличивается. При высокой скорости газа с поверхности масла капельки масла увлекаются в вертикальный трубопровод. Они образуют масляную пленку, передвигающуюся по стенкам газовой линии.
Перетекание хладагента
В момент выключения кондиционера часть хладагента находится в жидкостной линии, испарителе и конденсаторе. После выключения хладагент начинает перетекать к более охлажденным частям холодильного контура.
Если испаритель расположен выше компрессора, то остатки хладагента могут стечь вниз под действием силы тяжести. При этом они смешаются с маслом и могут наполнить выпускные клапаны компрессора. Это вызовет гидравлический удар при последующем запуске кондиционера.
Чтобы избежать гидравлического удара, надо сделать маслоподъемную петлю на трубке, соединяющей испаритель и компрессор (схема выше).
Замечание: Если в жидкостной линии установлен электромагнитный клапан, который перекрывает ее при отключении компрессора, можно не устанавливать маслоподъемную петлю.
Иней на трубке компрессора холодильника
Наледь на трубке компрессора холодильника – довольно распространенная поломка. Спровоцировать эту неисправность могут различные факторы, а исправить поломку в таком случае смогут только квалифицированные специалисты.
Причины появления льда
Для того чтобы понять, почему обмерзает трубка компрессора на холодильнике, необходимо разобраться с процессами, которые происходят в агрегате.
Работа прибора начинается с того, что осуществляется сжимание хладагента компрессором, вследствие чего он нагревается. Нагретое вещество попадает в радиатор. В радиаторе происходит его охлаждение практически до комнатной температуры, и большое его количество начинает конденсироваться. После этого жидкость и газ вместе поступают в расширитель. От расширителя в морозильную камеру идет тонкая трубка, которая способна пропускать исключительно жидкие вещества. Намерзать или конденсироваться на ней что-либо не может.
Затем жидкий фреон поступает в теплообменную трубку, которая находится в морозильной камере. Под воздействием избыточного тепла морозилки жидкость во всасывающей трубке должна испариться. Именно в этот момент и происходит понижение температуры в камере до заданной на блоке управления. Из морозильной камеры фреон должен выходить исключительно в газообразном состоянии. Если же теплообмен нарушен, там будет некоторая примесь жидкости. Фреон, поступающий обратно к компрессору, начинает охлаждать влажный теплый внешний воздух. Он превращается в пар и в связи с этим трубка может запотевать, а в некоторых случаях покрываться инеем и льдом. Это считается нормой. Иногда же льда может быть слишком много.
Причинами возникновения избыточного количества льда и инея на трубке могут быть:
- чересчур низкая температура в морозилке;
- слишком большой слой льда в морозильной камере из-за которого хладагент не может забрать необходимое количество тепла.
Дефект – завышена заправочная доза фреона
4 повышенная температура фильтра-осушителя , капилляра, фильтр и капилляр при сильной перезаправке могут быть просто горячими.
5 обмерзание обратной трубки вплоть до патрубка мотор – компрессора, при длительной эксплуатации холодильника толщина покрова инея может достигать 2 – 3 см.
Корректировку дозы производить при установившемся режиме, т.е. после обкатки холодильного агрегата не менее 1 часа. Замерить давление всасывания, если оно больше чем 0,08 МПа ( R134а) фреон выпускают до заданного давления. Стравливать фреон поэтапно, после каждого уменьшения количества фреона в холодильном агрегате, дать проработать холодильнику 5 минут. Норму заправки контролируют по степени обмерзания линии всасывания, она должна обмерзать не более чем на 10 см от выхода трубки из корпуса холодильника. При приближении количества фреона к норме заправки граница инея на обратной трубке начнет отодвигаться от компрессора в сторону испарителя .
Информация о марке и количестве хладагента, как правило размещается производителем в холодильной камере на боковой стенке, на уровне овощных ящиков.
Почему обмерзает трубка компрессора холодильника
Мария, добрый день! Образование снега на трубке компрессора холодильника действительно, чаще всего, связано с избытком фреона. Если при первом ремонте вам мастер не менял капиллярную трубку, а продавливал засор, а затем заправлял холодильник хладагентом по протяжке (обмерзанию трубки), а не по весам, то такое могло случится. Остатки засора при работе холодильника со временем у вас промылись, сечение капиллярки увеличилось и перепад давлений до и после неё уменьшился, в результате для этого значения давления получился избыток фреона. Правильнее по весам заправлять, даже если по протяжке будет получаться недостаток. Но мы бы не стали называть это обманом, скорее, недоработка.
Что касается второго мастера — то он вам почти всё верно сказал, лучше выставить температуру в холодильной камере на +4 или +5 градусов, особенно в жару. При заданной температуре +2 летом действительно всасывающая трубка возле компрессора может потеть (но не обмерзать!). Также конденсатор (теплая решетка сзади холодильника) должен хорошо вентилироваться. С обдувом вентилятором мастер немного преувеличил, но холодильник точно не должен стоят в нише или в упор к стене: должен быть промежуток 3-5 см, чтобы теплосъём с конденсатора нормальный был.
В целом, если бы вы настроили температуру сразу на +5, то избыток фреона у вас бы ощущался меньше, т.е. обмерзания и снега на трубке мотора-компрессора было бы меньше, и возможно, вы бы его и не заметили. Но с другой стороны, как ни крути, а избыток у вас был, поэтому второй мастер прав.
Что такое капиллярная трубка и где она находится
Чтобы понять, почему забилась капиллярная трубка и как исправить такую проблему рассмотрим принцип работы компрессионной холодильной установки. Принцип действия холодильника заключается в следующем:
- Компрессор (мотор) холодильной установки прокачивает хладагент через трубчатую систему, состоящую из радиатора и испарителя под высоким давлением.
- Фреон, при циркуляции в системе, проходя по радиаторным трубкам, конденсируется в жидкость, отдавая тепло в открытое пространство за холодильной установкой.
- После системы конденсации при высоком давлении хладагент через капиллярную трубку попадает в испаритель морозильной камеры, где при увеличенном пространстве и отрицательном давлении переходит в газообразное состояние.
- При расширении фреона, происходит значительное поглощение тепла из внутреннего пространства изолированного бокса, и направляется в основной отсек, где поглощает тепло в меньшей степени.
- Из испарителя основного отсека холодильника, по обратной трубке фреон возвращается в компрессор, где весь цикл циркуляции начинается заново.
Также обратите внимание на то, что капилляр плотно контактирует с обратным трубопроводом – это обеспечивает дополнительный подогрев уже охлажденного газа. В случае засора капиллярной части системы, внутренний зазор нужно прочистить, так как при нарушенной циркуляции нормальной работы холодильника не будет.
Внимание! Когда мастер по ремонту рекомендует выбросить аппарат из-за такого засора, от его услуг лучше отказаться – ремонт системы возможен и не является затратным.
Признаки и устранение засора капиллярной трубки
Когда в охлаждающий контур холодильного оборудования проникают мелкие частицы органики или влага, фреон не может дальше нормально циркулировать. Итогом является понижение производительности холода в камерах агрегата, а система неизбежно начинает перегреваться, что приводит к нагреву двигателя. Мотор, по причине засора, способен утратить производительность или полностью выйти из строя.
Внимание! На первый взгляд, засор капиллярной трубки – не слишком большая проблема, но она способна привести к необходимости капитального ремонта холодильного оборудования.
Кроме перегрева, есть и другие «симптомы», указывающие на вероятность закупорки трубки:
- образование снежной «шубы» на задней стенке внутри камеры;
- отсутствие охлаждения в основной либо морозильной камерах;
- отсутствие обмерзания с образованием конденсата на задней стенке;
- компрессор работает постоянно и не отключается.
Полностью точно установить, что проявления спровоцированы именно тем, что капиллярная трубка забилась, возможно исключительно при «вскрытии» охлаждающего контура. Но, собственноручно, без необходимых навыков и инструментов, эту манипуляцию выполнять не рекомендуется – приобретение необходимого оборудования для ремонта холодильника стоит дороже, чем вызов мастера. Если некоторый опыт в восстановлении функционирования холодильного оборудования присутствует, то требуется выполнить такой алгоритм действий:
- Вскрываем систему – заправочный патрубок, а также подсоединяем манометр. После пуска компрессора давление обязано не переходить в отрицательную зону (вакуум). Когда мотор отключен, давление не возрастает или поднимается, но замедленно, что говорит о наличии засора в капиллярной трубке.
- Агрегат отсоединяем от сети и откусываем заправочный патрубок – будет заметно, что он засасывает воздух в себя.
- Капилляр обрезаем на фильтре, а из него под давлением начинает выходить фреон.
Все перечисленные проявления при более глубокой диагностике холодильного оборудования указывают на то, что капиллярная трубка забилась.
Если трубка забита
От засора нельзя застраховаться никаким соблюдением правил эксплуатации холодильного оборудования. Особенно часто такая проблема возникает у агрегатов, которые собраны в Белоруссии. Тем не менее, и у других компаний и брендов (Либхер, LG) эта проблема может наблюдаться через несколько лет непрерывной эксплуатации.
Внимание! Для полноценного ремонта требуется не только инструмент, но и запас хладагента (фреона), чтобы заправить систему после устранения неполадки.
Ремонт агрегатов с этой проблемой производится несколькими путями:
- Без прочистки капилляра. Когда получилось выявить место, где трубка засорилась, и оно расположено в непосредственной близости ко входу хладагента, этот участок вырезаем, а срез подсоединяем к выходу осушающего фильтра. Если засор на удалении от сухопарника (фильтра) – методику применить нельзя (срастить капилляр, не уменьшая внутренний не всегда можно даже в мастерской).
- Продувка с использованием сжатого азота при помощи специализированного пресса. Струю направляем против движения фреона.
- Отрезание капилляра от фильтра и припаивание к нему трубки из меди (диаметр 6 мм). Этот патрубок подключаем резиновым шлангом, заливаем в него заранее 10 кубиков растворителя, с нагнетательным штуцером другого компрессора. После включаем его и ждем, когда давление достигнет 25 атмосфер, а потом выключаем. Когда первая попытка не дала результатов, процедуру повторяем, иногда необходимо до 30 повторов.
Когда после продувки признаки засора не исчезли, снимаем испаритель (если конструктивные особенности холодильника это позволяют) и опускаем его в горячую воду. После такого прогрева продуваем элемент и монтируем его обратно.
Когда ни один из вариантов не дал позитивного результата, капиллярная трубка заменяется – засоренная снимается. Ее параметры обязаны быть аналогичными и соответствовать модели ремонтируемого холодильного шкафа. Для техники отечественного сбора подобрать требуемый капилляр не сложно, а вот с импортными моделями, теми же холодильниками Либхер, решить проблему подбора комплектующего тяжело.
Иногда необходимо обращаться к производителю, у которого параллельно возможно заказать и новый сухопарник, так как нередко именно этот элемент приводит к образованию засора в капилляре. Если не произвести замену фильтра-осушителя, то даже после полноценной очистки охлаждающего контура, капиллярная трубка может засориться повторно и достаточно скоро.
Какие типы засоров капилляров бывают
В системе холодильника свободно курсируют парафины и прочие компоненты, которые выделяются из масла и скапливаются в капиллярной трубке. Это явление обычно наблюдается в 20-30 сантиметрах от входа в испаритель по причине стремительного охлаждения.
Иногда происходит так называемое «расширение геометрии», которое подразумевает образование в капиллярной трубке «кармана», в котором оседают достаточно крупные, в масштабах охладительного контура, частицы. Продавить такую пробку затруднительно, но можно попробовать пропитать засор моющим раствором, а после хорошо промыть капилляр.
Засоры, согласно составу, разделяются на несколько категорий:
- серый или темный порошок;
- пластичная масса коричневого цвета;
- темные хлопья;
- масса с консистенцией геля.
Порошок – это итоги распада гранул из осушителя. Его убирают за счет пропитки пробки при помощи моющего раствора и промывки капилляра под давлением. Рассматривая на примере холодильника Ардо, если его трубка засорена веществом, по консистенции похожим на пластилин, то это серьезная проблема. Причина – коррозия черных металлов.
Хлопья – это частицы лакокрасочных материалов или мусора, которые просто убираются. Темная гелеобразная масса – итог парафинизации масла и вступления фреона в химические реакции. От таких засоров избавиться легко – достаточно приложить давление к капилляру.
Совет! Если засорилась капиллярная трубка, от «пробки» необходимо избавляться как можно скорее.
Прочистка капиллярной трубки
Некоторые используют старые модели холодильников, а сейчас в продаже имеются другие варианты, более современные, и поэтому содержимое охладительной системы может иметь некоторые различия в наполнителе фильтра и материале трубопровода. Это ведет к тому, что тип засора капиллярной трубки также может отличаться, что и определяет подход к прочистке.
Проблема засора – больное место фактически каждой из моделей холодильников «Минск» и «Атлант», которые производили в Белоруссии до 2005 г. Охладительный контур – их наиболее уязвимое место. В холодильном оборудовании других марок, таких как «Индезит» и «Самсунг», эта поломка достаточно редко возникает, но она не исключена, особенно в случаях продолжительного эксплуатационного срока агрегатов.
Когда есть полная уверенность, что проблема заключена в капиллярной трубке, требуется незамедлительно предпринимать меры по починке и прочистке этого элемента. Если в наличии есть опыт, умения, необходимый инструмент и материалы (хладагент), то возможно исправить проблему в домашних условиях, следуя такому алгоритму:
- Оптимальный вариант – отказ от прочистки капилляра – лучше обрезать часть охладительного контура, в котором возникла «пробка». Срез рекомендую выполнять в нескольких сантиметров от того места, где фреон поступает в капилляр. Способ бесполезен в случаях, когда трубка засорилась далеко от входа хладагента.
- Когда есть в наличии продувочный пресс, то прочищаем капилляр при помощи сжатого азота, который пропускаем под давлением в направлении, обратному ходу хладагента по трубке.
Остальные способы, такие как обрезание трубки от фильтра и промывка, а также демонтаж испарителя с его нагревом и последующей продувкой системы, в домашних условиях фактически невыполнимы. Когда способы не дали позитивных результатов, рекомендую обратиться к мастеру, который определит целесообразность замены капилляра и выполнит ее качественно, подобрав нужный вариант детали.
Что будет, если отказаться от чистки капилляра
В отдельных случаях, засор капиллярной трубки не приводит к значительному нарушению работы бытового холодильного оборудования. Но, если такие признаки уже появились, проводить работы по прочистке нужно срочно. При наличии засора, система циркуляции фреона уже нарушена, что приводит к увеличению нагрузки на компрессор. Длительность работы основного агрегата в холодильнике определить невозможно – мотор может сломаться в любой момент, а его ремонт или замена обойдется намного дороже.
Сложности самостоятельного устранения засора
При наличии засора капиллярной трубки холодильника в 90% случаев проблема также привязана к фильтру-осушителю и его замена также необходима. Если старый фильтр сохранить в системе, существуют риски повторного образования пробки и нарушения циркуляции хладагента. Во время выполнения работ по очистке капилляра, фреон необходимо спустить и заправить его заново. При заливке хладагента обязательно вакуумируйте систему, но без знаний и соответствующего оборудования провести такую процедуру своими руками не получится.
Капиллярная трубка в системе холодильной установки обеспечивает постоянное гидравлическое сопротивление. Его присутствие дает необходимую разницу давления в испарителе для расширения хладагента и его перехода в газообразное состояние. Разница в итоговых характеристиках зависит от длины и диаметра капилляра – тонкая и длинная трубка дает больший перепад. В соответствии со стандартом ГОСТ 2624-67 – эта деталь для холодильного оборудования может быть изготовлена из меди или латуни по таким параметрам:
- внешний диаметр при шаге в 0,1 мм от 1,2 мм до 2,5 мм;
- внутренний диаметр при аге в 0,05 мм от 0,35 мм до 0,9 мм.
Длина в зависимости от предполагаемых характеристик холодильного аппарата и общих параметров установленной системы может варьироваться от 1 до 10 м. Чтобы правильно подбирать капиллярную трубку необходимо производить полноценный расчет размеров и параметров или выбирать по готовым таблицам существующих моделей, к примеру – для холодильников Индезит, они будут соответствовать следующим:
Модель холодильной установки | Внутренний диаметр капилляра | Длина требуемой трубки |
Indesit C236Gmk | 0,66 мм | 2,5 м |
Indesit R32G | 0,71 мм | 3 м |
Indesit RA36G | 0,71 мм | 3,03 м |
Indesit R36FNG | 0,71 мм | 3,4 м |
При покупке такой трубки также нужно обращать внимание на заявленные изготовителем характеристики – способ изготовления, точность, форму сечения, марку.
Подбор диаметра трубок
Диаметр трубопровода холодильной машины должен быть таким, чтобы обеспечить:
- допустимые потери давления
- скорость потока на вертикальных участках — не менее 5 м/с
- допустимый уровень шума (если нормируется).
Поскольку в линиях всасывания, нагнетания и жидкостных линиях хладагент имеет разные давление и агрегатное состояние, диаметры трубко в разных линиях будут различны.
В нижеприведенной таблице дана зависимость холодопроизводительности от диаметров трубок в разных линиях холодильной машины при использовании хладагента R-22 (при температуре конденсации 40 градусов, а испарения 5 градусов и Р = 0,731 кПа/м)).
Диаметр трубок, ммХолодопроизводительность, кВтлиния всасываниялиния нагнетанияжидкостная линия1012141618222835425463
— | — | 4.37 |
1.76 | 2.60 | 11.24 |
2.83 | 4.16 | 18.10 |
4.19 | 6.15 | 26.80 |
5.85 | 8.59 | 37.49 |
10.31 | 15.07 | 66.10 |
20.34 | 29.70 | 131.0 |
37.31 | 54.37 | 240.7 |
61.84 | 90.00 | 399.3 |
122.7 | 178.1 | 794.2 |
188.9 | 273.8 | 1223.9 |
При стандартной установке несложных систем достаточно выбрать трубки того размера, какой указан в документации на кондиционер.
Расчет потерь давления осложняется тем, что трубопровод имеет повороты, ветвления и другие элементы, оказывающие сопротивление движению хладагента.
При увеличении диаметра труб потери давления сокращаются. Но при этом в паровых линиях возникают проблемы с возвратом масла в компрессор, а в жидкостных линиях приходится увеличить количество хладагента.
Особенности трубопровода в системах с тепловым насосом
Обычно в холодильном контуре трубки линий нагнетания и всасывания имеют различные диаметры. Если кондиционер работает в режиме теплового насоса (Heat Pump), то линии нагнетания и всасывания как бы «меняются местами». В таком случае выбирать размеры трубок нужно особенно тщательно.
При работе на обогрев линия, работавшая ранее на всасывание, станет линией нагнетания. Часто для этой линии выбирают трубки большого диаметра, чтобы снизить потери давления. При работе этой линии на нагнетание большой диаметр приводит к уменьшению скорости потока.
Линия всасывания в режиме теплового насоса, напротив, будет иметь недостаточный диаметр. В результате при работе на обогрев возрастет скорость потока и потери давления.
Трубопровод в системах с тепловым насосом должен иметь такой диаметр, чтобы эффективность была достаточна как при работе на охлаждение, так и на обогрев.
Итог
Засор в капиллярной системе холодильника – распространенная проблема всех аппаратов работающих на компрессоре. Если трубка частично или полностью заблокирована, температурные показатели внутри холодильной и морозильной камеры изменяются в большую или меньшую сторону. Такая проблема со временем может приводить и к более серьезным поломкам. По этой причине засор следует устранить в кратчайшие сроки или выполнить полную замену капиллярной трубки.
- https://SdelaySam-SvoimiRukami.ru/5124-porshnevye-kompressory-dlja-holodilnika-tipy-i-principy-raboty.html
- https://dekamall.ru/pravila-ekspluatatsii/printsip-raboti-i-ustroistvo-kholodilnika-s-kompressorom.html
- https://reedr.ru/bytovaya-tehnika/holodilnik/dolzhen-li-byt-goryachim-kompressor-holodilnika/
- https://coppeer.ru/kakoj-temperatury-dolzhny-byt-trubki-na-kompressore-holodilnika/
- https://splitstream.ru/library/technical-info/667—trubki.html
- https://p-t-s.ru/pochemu-obmerzayet-trubka-kompressora-kholodil-nika/
- https://expluataciya-holodilnika.ru/holodilniki/chasti-holodilnika/kak-prochistit-ili-zamenit-kapilljarnuju-trubku-v-bytovom-holodilnike/