Ремонт холодильников: +7 (930) 999-67-38
В Москве:
+7 (495) 324-67-85
В Санкт-Петербурге:
+7 (812) 604-57-64
- 1. Общие правила по замене пускового реле в холодильниках
- 2. Разновидности пускозащитных реле
- 3. Устройство пускозащитного реле
- 4. Местоположение реле разного типа
- 5. Как работает пусковое реле
- 6. Защита токового типа реле
- 7. Частые неисправности пускового реле
- 8. Видео: устройство и принцип работы пускового реле холодильника
- 9. Видео: виды пусковых реле холодильника и принцип работы
- 10. Видео: ремонт реле компрессора холодильника своими руками
- 11. Видео: замена пускового реле холодильника
- 12. Видео: подключение пускового реле компрессора холодильника с конденсатором
- 13. Видео: пусковое реле компрессора холодильника
Второй по статистике популярной неисправностью у холодильника Daewoo является неправильная работа пуско-защитного реле. В данном случае возможно два варианта – замена пуско-защитного реле, либо его ремонт. Для точного определения замены или ремонта пуско-защитного реле, необходимы знания и оборудование.
Основными симптомами неисправности пускового реле холодильника Daewoo являются:
- непонятные шумы и гудения издаваемые компрессором;
- холодильник Daewoo перестал морозить;
- холодильник Daewoo не включается;
При поломке реле может быть несколько вариантов – оно полностью сломано или работает некорректно. В первом случае холодильник Део просто не будет включаться, так как термореле определяет температуру и при значении выше положенного включает компрессор, после чего начинается охлаждение. Во втором случае холодильник «не понимает», что нужная температура уже достигнута и просто не выключается, что приводит к быстрому износу компрессора и большим счетам за электроэнергию. В обоих случаях поломка выявляется опытным путем и устраняется путем замены испорченного узла.
Для замены пускозащитного реле необходимо выполнить последовательность действий:
- Во избежание травм перед началом работ нужно отключить холодильник от электрической сети, вытащив шнур электропитания из розетки.
- Для осуществления ремонта пускозащитного реле, в первую очередь необходимо выкрутить винт и открепить от задней панели шланг водоснабжения, отодвинув его в сторону, дабы не повредить.
- Следующий шаг — выкрутить винты, которые фиксируют саму панель.
- Далее необходимо снять панель и отложить её в сторону.
- С помощью пассатижей снять проволочные зажимы, которые фиксируют пускозащитное реле и пусковой конденсатор.
- После этого снять с компрессора неисправное пускозащитное реле.
- Ослабить зажим и отсоединить разъём, чтобы полностью освободить реле. С помощью мягкой ткани, пропитанной спиртом, следует очистить зажимы и контакты от грязи и пыли.
- Следующий шаг — это непосредственно замена пускового реле. Для этого необходимо переместить пусковой конденсатор со старого пускозащитного реле на новое.
- Далее нужно подключить разъём к реле.
- Аккуратно зафиксировать пускозащитное реле на компрессоре.
- Воспользовавшись пассатижами, закрепить проволочные зажимы.
- После этого осталось лишь поставить на место заднюю панель и зафиксировать её винтами.
- Вернуть шланг водоснабжения на место и закрепить его винтом.
- И последний шаг — подключить холодильник обратно к электрической сети, вставив шнур электропитания в розетку, и убедиться в том, что всё исправно работает.
Если вскоре после замены пускового реле вновь произошёл сбой в работе холодильника, то в этом случае неполадки связаны не с реле, а с работой электроцепи, и устранить их может только мастер.
Общие правила по замене пускового реле в холодильниках
Пускозащитное реле, несмотря на свои небольшие размеры, имеет важное значение для функционирования агрегата. Оно выполняет следующие функции:
- запускает двигатель мотора-компрессора;
- организует стабильную работу холодильной установки, блокирую воздействие сбоев электропитания;
- предохраняет от перепадов температурного режима.
Пускозащитный механизм объединяет в себе реле двух типов: тепловое и пусковое. Они располагаются в одном корпусе. Подобная конструкция используется в отечественных и импортных бытовых приборах.
Неполадки в ней выражаются посредством постороннего шума (стуки, гудение, дребезжание), проблемами с запуском мотора-компрессора (вообще не включается, запускается и сразу затихает, слишком долго приходит в рабочий режим) и частым срабатыванием защитной части пускозащитного реле. Эти симптомы провоцируются неисправностями как внутри него, так и снаружи. К причинам, объясняющим последнее относят ненадежное закрепление или неправильную установку детали внутри электрической цепи.
Определить точный диагноз можно, лишь разобрав элемент полностью. Сделать это без соответствующего опыта и специальных знаний довольно трудно. Одно неловкое движение способно вывести агрегат из строя насовсем.
Проверка начинается со снятия крышки. Первыми на глаза попадаются контакты. Особое внимание следует обратить на гнездо, откуда они отходят. Если заметны следы обгорания или окисления, то дальше разбирать деталь смысла нет. Ее следует просто вынуть и заменить на новую. При отсутствии проблем с контактами, мастер обязан просмотреть шток и катушку с сердечником.
Если отсутствуют очевидные проблемы все снятые детали очищаются спиртовой салфеткой (от загрязнений) и наждачной бумагой (от коррозии). К наиболее частым причинам относят:
- проблемы с одним из реле (тепловым или пусковым);
- нарушения системы регулировки;
- расхождение контактов;
- неполадки в самом моторе-компрессоре.
Все перечисленное решается посредством замены реле. Перед проведением диагностики следует подготовить необходимые инструменты. В частности, плоскую отвертку и тестер. Это устройство, проверяющее работоспособность запчасти. Оно поможет найти причину, если визуальный осмотр не дал результатов. Также понадобится электрическая схема вашего холодильника. Без нее непрофессионалу будет трудно разобраться.
Новое или отремонтированное пускозащитное реле устанавливают следующим образом:
- Устанавливают новый механизм на место старого.
- Прикручивают винты, присоединяющие элемент к раме компрессора (осуществляют монтаж скобы).
- Фиксируют внешние контакты посредством ранее отмеченных проводов.
- Проводят монтаж колодки и возвращают проволочный зажим на прежнюю позицию.
Разновидности пускозащитных реле
Несмотря на многообразие внешнего исполнения, в современных холодильниках применяются два основных вида пускозащитных реле:
- Токовые. Срабатывают по достижении определенной величины протекающего тока. Нормально работающий мотор потребляет заданный ток. При перегреве мотора потребляемый ток резко возрастает, прибор срабатывает и разрывает цепь, отключая двигатель. После остывания мотора устройство возобновляет его работу.
- Токово-тепловые. Срабатывают как по достижении значения тока, так и по достижении заданной температуры. Пока двигатель потребляет нормальный ток, спираль, через которую он проходит, подвержена небольшому нагреву и не оказывает воздействия на биметаллическую пластину. Чем выше проходящий ток, тем больше нагревается спираль. Она нагревает чувствительную пластину, та меняет свою форму настолько, что это приводит к размыканию контактов, через которые запитан электродвигатель.
В токово-тепловых приборах рост температуры приводит к изменению формы биметаллической пластины. Она сварена из двух пластин, металлы которых имеют различный коэффициент теплового расширения. Биметаллическая пластина при нагреве изгибается и размыкает контактную группу, отключая электродвигатель. После того, как двигатель остыл, пластина возвращается к исходной форме и замыкает контактные группы, снова запуская двигатель. Кроме схемы тепловой защиты, двигатель включается и отключается также термостатом.
Пластина нагревается различными способами:
- прямой – нагрев осуществляется протекающим током;
- косвенный – используется отдельный спиралевидный нагреватель.
Пускозащитное устройство также выполняет функцию запуска электродвигателя. Для этого на короткое время на обмотку двигателя подается большой пусковой ток, а после того, как ротор стронется с места и начнет свое вращение, ток уменьшается до рабочих значений.
Внешне устройство выглядит как небольшая коробочка, закрепленная на кожухе компрессора.
Устройства могут иметь:
- Два контакта – фаза 220 вольт и Земля. Применяется на синхронных электромоторах.
- Три контакта: пусковая обмотка, рабочая обмотка и Земля. Такие конструкции используются на асинхронных электродвигателях.
Контакты различают по цвету проходящих к ним кабелей.
Индукционные реле типа ДХР закреплены на раме холодильника и предназначены для управления мотор-компрессорами типа ДХМ. Для повышения скорости срабатывания и отключения двигателя рядом с пластиной размещен сильный постоянный магнит. Когда пластина, искривляясь под действием тепла, попадает в зону притяжения магнита, он притягивает ее, ускоряя срабатывание. Притяжение магнита дает также дополнительное время для остывания перегретого мотора. Остывшая пластина преодолевает притяжение магнита и замыкает контакты.
Реле типа РТП отличается меньшим током срабатывания и меньшими габаритами. Оно не требует закрепления на раме и монтируется непосредственно на проводах.
Проверить исправность пускозащитного реле можно омметром, мультиметром или другим доступным измерительным прибором. У исправного прибора нулевое сопротивление между контактами. Если же сопротивление бесконечное – устройство неисправно и его надо поменять.
Пускозащитное устройство работает в единой электрической схеме с терморегулятором.
В руководстве пользователя холодильника указано, какие приборы могут использоваться для каждой конкретной модели. Это позволяет выбрать подходящее устройство для замены, если точно такие же, как вышли из строя, будут недоступны.
Устройство пускозащитного реле
Рассмотрим конструкцию реле на примере «Таблетки». Интересующая нас деталь находится возле мотора-компрессора. Ее цвет черный, так как он лучше всех остальных оттенков впитывает тепло. Далее необходимо отметить две фазы (одна на 220 В, а другая для заземления) и, соответственно, два входа/выхода. В некоторых моделях холодильников предусмотрено три фазы (третьей считается фаза земли). Также имеется обмотка двигателя и непосредственно пусковая.
Подключить пусковое реле холодильника не сложно. Главное иметь определенные навыки, электрическую схему и инструкцию к холодильнику. Для облегчения работы мастерам и обычным пользователям провода уже окрашены. Просто при снятии старого реле нужно запомнить их расположение, а при установке нового вернуть их на место. Далее останется только подключить работоспособное устройство.
Но даже провода, оформленные каждый в свой цвет, не предотвратят возникшую неисправность. Вне зависимости от операции все движения должны быть аккуратными и плавными. Одним резким рывком реально вывести холодильник из строя насовсем. Перед тем, как начинать работать, следует проверить все контакты. Легче всего это сделать, сняв немного краски с корпуса, но так поступать нужно только в самом крайнем случае.
Местоположение реле разного типа
Прежде чем подключать реле, следует определиться с тем, где оно находится. Ведь разновидностей много, следовательно, и конструкций тоже. Первое, что бросается в глаза, это размеры, далее следует способ крепления (без присоединения к раме, на проводе) и показатели силы тока, например, реле ДХМ работает на меньших параметрах, чем ДХР.
Если возникла необходимость напрямую подключить холодильник без реле, то эти нюансы не пригодятся. Подбор подходящей детали должен осуществляться с учетом марки холодильника, типа мотора-компрессора, техническим параметрам и требуемой конструкции. Желательно, чтобы последняя была такой же, что и у предыдущего реле.
Пусковое реле холодильника Антант присоединяется к кожуху мотора-компрессора. Чтобы разместить устройство правильно, необходимо ориентироваться на стрелку, изображенную на крышке. Пример на фото.
Как работает пусковое реле
Несмотря на большое количество запатентованных продуктов от различных производителей, схемы работы холодильников и принципы действия пусковых реле практически одинаковы. Разобравшись в принципе их действия можно самостоятельно отыскать и устранить неисправность.
Электрическая схема устройства
Электрическая схема реле имеет два входа от источника питания и три выхода на компрессор. Один вход (условно – ноль) проходит напрямую.
Другой вход (условно – фаза) внутри устройства расщепляется на два:
- первый проходит напрямую на рабочую обмотку;
- второй проходит через разъединяющиеся контакты на пусковую обмотку.
Если реле не имеет посадочного места, то при подключении к компрессору необходимо не ошибиться с порядком соединения контактов. Распространенные в Интернете способы определения типов обмотки с помощью измерения сопротивления не верны в общем случае, так как у некоторых двигателей сопротивление пусковой и рабочей обмотки одинаковы.
Поэтому необходимо найти документацию или разобрать компрессор холодильника для понимания расположения проходных контактов.
Также это можно сделать при наличии символьных идентификаторов возле выходов:
- “S” – пусковая обмотка;
- “R” – рабочая обмотка;
- “C” – общий выход.
Реле отличаются способом крепления на раме холодильники или на компрессоре. Также они имеют свои токовые характеристики, поэтому при замене необходимо подобрать полностью идентичное устройство, а лучше – той же модели.
Замыкание контактов в пусковом реле
Электромагнитное пусковое реле работает по принципу замыкания контакта для пропуска тока через пусковую обмотку. Основной действующий элемент устройства – соленоидная катушка, последовательно включенная в цепь с основной обмоткой двигателя.
В момент запуска компрессора, при статичном роторе, по соленоиду проходит большой стартовый ток. В результате этого создается магнитное поле, которое перемещает сердечник (якорь) с установленной на нем токопроводящей планкой, замыкающей контакт пусковой обмотки. Начинается разгон ротора.
При увеличении числа оборотов ротора, величина проходящего через катушку тока снижается, вследствие чего напряжение магнитного поля уменьшается. Под действием компенсирующей пружины или силы тяжести сердечник возвращается на исходное место и контакт размыкается.
Мотор компрессора продолжает работать в режиме поддержания вращения ротора, пропуская ток через рабочую обмотку. Следующий раз реле сработает только после остановки ротора.
Позистор в пусковом реле
Выпускаемые для современных холодильников реле часто используют позистор – разновидность теплового резистора. Для этого устройства существует температурный диапазон, ниже которого оно пропускает ток с незначительным сопротивлением, а выше – сопротивление резко увеличивается и происходит размыкание цепи.
В пусковом реле позистор интегрирован в цепь, ведущую к стартовой обмотке. При комнатной температуре сопротивление этого элемента незначительное, поэтому при начале работы компрессора ток проходит беспрепятственно.
По причине наличия сопротивления позистор постепенно нагревается и по достижению определенной температуры происходит размыкание цепи. Остывает он только после прекращения подачи тока на компрессор и снова срабатывает на пропуск при повторном включении двигателя.
Защита токового типа реле
Асинхронный мотор представляет собой сложный электрический прибор, который подвержен поломкам. Если произойдет короткое замыкание, то сработает автоматический выключатель, установленный в распределительном щите.
При отказе вентилятора, который охлаждает обмотку и механические подвижные элементы, среагирует встроенная тепловая защита компрессора.
Однако может возникнуть ситуация, когда мотор длительное время (более 1 секунды) начинает потреблять ток больше номинального в 2-5 раз. Чаще всего это происходит при незапланированной нагрузке на валу, возникающей из-за заклинивания двигателя.
Сила тока возрастает, однако не достигает значений короткого замыкания, поэтому подобранный по нагрузке автомат не сработает. Причин отключения у тепловой защиты тоже нет, так как температура за такой короткий промежуток времени не изменится.
Единственный способ оперативно среагировать на возникшую ситуацию и избежать оплавления рабочей обмотки – срабатывание токовой защиты, которая может быть установлена в разных местах:
- внутри компрессора;
- в отдельном токозащитном реле;
- внутри пускового реле.
Устройство, сочетающее функции включения пусковой обмотки и токовой защиты двигателя называют пускозащитным реле. Большинство компрессоров холодильников комплектуют именно таким механизмом.
Действие токовой защиты основано на трех принципах:
- при увеличении силы тока возрастает сопротивление, что приводит к нагреву токопроводящего материала;
- под действием температуры происходит расширение металла;
- термический коэффициент расширения для разных металлов отличается.
Поэтому используют биметаллическую пластину, которая сварена из металлических листов с отличающимися коэффициентами расширения. Такая пластина изгибается при нагреве. Один ее конец фиксируют, а второй, отклоняясь, размыкает контакт.
Пластина рассчитана на температурное реагирование при прохождении тока определенной силы. Поэтому при замене пускозащитного реле необходимо проверить его совместимость с установленной моделью компрессора.
Частые неисправности пускового реле
Учитывая незначительное количество элементов реле, можно последовательно проверить их на работоспособность. Для этого понадобится плоская отвертка и мультиметр.
Неполадки в работе
С конструктивных позиций, реле с катушкой является устройством с нормально разомкнутыми контактами, а позисторный вариант – с нормально замкнутыми контактами. Хотя и в том и в другом случае возможны варианты, когда при старте будет отсутствовать подача тока на пусковую обмотку или, наоборот, не сработает ее отключение.
Если компрессор исправен, но не включается по команде, поданной с блока управления холодильником, то это сигнализирует об отсутствие напряжения на пусковой обмотке статора.
Причиной этого может быть:
- разрыв электрической цепи;
- проблема контактной планки;
- перегрев позистора;
- срабатывание системы электрической защиты и ее невозврат в нормальное положение.
Если холодильник включается на 5-20 секунд, а потом отключается, то чаще всего это является следствием срабатывания защитного механизма реле.
Причины могут быть следующие:
- защитный механизм исправен, а срабатывание происходит по причине проблем в рабочей обмотке двигателя;
- защитный механизм исправен, но в реле не происходит размыкание контактов в цепи стартовой обмотки;
- защитный механизм неисправен, происходит ложное срабатывание при незначительном нагреве.
Так как причин неисправности может быть несколько, то необходимо провести полную диагностику пускозащитного реле холодильника.
Проблемы с контактами электроцепи
Неисправность пускозащитного реле можно выявить с помощью мультиметра.
Для этого необходимо прозвонить три участка электрической цепи:
- Если на участке от входа до выхода на рабочую обмотку есть обрыв, то необходимо проверить место размыкания контактов защитным механизмом. Возможно, что он сработал и не вернулся в исходное состояние или окислились размыкаемые контакты.
- Если нет контакта на участке от входа до выхода на пусковую обмотку, то помимо банального разрыва токопроводящей жилы возможны два варианта: размыкание цепи защитным механизмом или отсутствие контакта через планку.
- Обрыв на прямом (нулевом) участке означает механическое повреждение цепи – его легче всего найти и исправить.
Если работа реле основана на использовании индукционной катушки, то необходимо принудительно поднять планку – иначе контакта не будет.
Позистор работает некорректно
Чтобы убедиться в том, что позистор работает исправно, необходимо проверить его в холодном и нагретом состоянии.
В первую очередь надо подождать, когда позистор остынет (достаточно 2-3 минуты в неработающем состоянии) и прозвонить его с помощью мультиметра. В случае отсутствия тока или регистрации большого сопротивления, позистор неисправен и его нужно заменить.
Для проверки способности разъединения, нужно подключить к позистору потребителя электроэнергии, например, стоваттную лампу накаливания. Для этого нужна электрическая вилка с двумя клеммами, которые подсоединяют на вход в устройство. Провода от лампы подсоединяют к разъемам, ведущим на ноль и пусковую обмотку.
При включении вилки в розетку лампочка загорится. Так как номинал проходящего тока в эксперименте значительно меньше, чем при пуске компрессора, то позистор будет долго нагреваться – для стоваттной лампы время реагирования составит 20-40 секунд.
Если через некоторое время лампочка погаснет, то устройство исправно. Если потребитель не будет обесточен, то это означает, что позистор нерабочий. В домашних условиях его ремонт невозможен, стоит он недорого, поэтому необходимо приобрести аналогичный по параметрам элемент.
Проблемы с контактной планкой
Существует два типа проблем с контактной планкой:
- не происходит пропуск тока при замыкании контактов;
- планка залипает и не опускается.
Первая проблема может возникнуть по причине окисления контактов. В этом случае необходимо их зачистить наждачной бумагой. Также причиной может быть искривление положения планки, тогда необходимо установить ее горизонтально.
Более сложная проблема – место сочленения планки и штыря, на который воздействует магнитное поле соленоида. Решение проблемы здесь индивидуальное и зависит от типа неисправности.
Залипание планки выражается в том, что она не отходит вместе с сердечником. Для этого необходимо почистить контакты, чтобы удалить клеящее вещество и сделать их гладкими.
Нештатное срабатывание токовой защиты
Если при прозвоне обнаруживается отсутствие контакта от входа до обеих обмоток, то, скорее всего, обрыв произошел в зоне защиты.
В большинстве случаев это или отход контакта, который размыкает биметаллическая пластина, или повреждение в районе нагревающей спирали.
Если исправить повреждение иначе не удается, то придется приобретать новое реле.
Видео: устройство и принцип работы пускового реле холодильника
Видео: виды пусковых реле холодильника и принцип работы
Видео: ремонт реле компрессора холодильника своими руками
Видео: замена пускового реле холодильника
Видео: подключение пускового реле компрессора холодильника с конденсатором
Видео: пусковое реле компрессора холодильника