Ремонт холодильников:
В Москве:
+7 (495) 324-67-85
В Санкт-Петербурге:
+7 (812) 604-57-64
- 1. Принцип работы инверторного компрессора в холодильнике
- 2. Отличия от обычного устройства
- 3. Как проверить компрессор холодильника рабочий или нет
- 4. Возможные причины поломки инверторного компрессора
- 5. Почему мотор компрессора в холодильнике выходит из строя
- 6. Причины, указывающие на сгоревший компрессор
- 7. Когда следует проверить компрессор — признаки неисправности
- 8. Что нужно для проверки компрессора холодильника
- 9. Нюансы диагностики
-
10.
Инструкция по проверке
- 10.1. Проверяем кабель холодильника
- 10.2. Замыкание на корпус — как можно проверить мотор холодильника
- 10.3. Как проверить компрессор холодильника мультиметром на исправность
- 10.4. Как проверить компрессор холодильника без установленного реле
- 10.5. Как проверить производительность компрессора холодильника с инвертором
- 11. Как прозвонить компрессор
- 12. Как проверить компрессор холодильника самостоятельно
- 13. Проверка аппарата в зависимости от дефекта
- 14. Как измерить сопротивление обмоток компрессора холодильника, проверить реле и давление
- 15. Советы по ремонту техники
Принцип работы инверторного компрессора в холодильнике
Холодильники потому и стали называться инверторными, поскольку таков принцип работы компрессора, то есть главного силового агрегата, какой есть в любом приборе данного типа.
Их функционирования отличается от действия линейных компрессоров том, что они могут изменять частоту оборотов двигателя. То есть в приборе возможен плавный переход с одного режима работы на другой.
Запуск линейных компрессоров осуществляется на максимум своей мощности. Самостоятельное отключение происходит, как только в холодильнике будет достигнута температура заданного значения. Реле осуществляет регулировку рабочих процессов, которые связаны с запуском и остановкой.
Для данного элемента присуще в момент срабатывания создавать сопровождающий звук. Он очень напоминает щелчок. Когда двигатель работает, то он создает звуки и шумы, которые могут хорошо услышать окружающие.
ВАЖНО! Обращаем внимание, что подобные компрессоры используют и при изготовлении компьютерного и медицинского оборудования, а также в автомобилестроении и при производстве измерительных приборов.
Постоянный завод мотора на полную мощь, который чередуется с остановками, приводит к тому, что компрессор перегревается. И вскоре холодильник выйдет из строя. Ко всему, когда каждый раз двигатель включается, то это приводит к тому, что повышается нагрузка в электросети. Появляются излишние затраты электроэнергии. Это неэкономно.
ВАЖНО! Выходом, который может оптимизировать эффективность и длительность работы охладительных приборов, является стало изобретение, которое стало альтернативой устаревшим девайсам. В данном случае мы говорим про инверторные модели.
Каков же принцип работы:
- включается компрессор;
- во время работы он охлаждает внутреннюю камеру;
- действие инвертора направлено на то, чтобы в камере поддерживался заданный температурный режим;
- при такой системе компрессор, когда временно сбавляет обороты, полностью не отключается.
Действие прибора осуществляется плавно. Для того чтобы показать разницу в работе линейного и инверторного компрессоров, можно сделать сравнение с тем, как работает автомотор. Инвертор – это автомобиль, передвигающийся по идеально ровной трассе. А компрессор линейного типа – это передвижение по грунтовой дороге. А она неровная. На ней крутые подъемы и спуски.
Если взять модели усовершенствованные, то в них нашли применение двигатели бесщеточные, трехфазные. Они же используются при изготовлении современной аппаратуры. Как измерительной, так и медицинской. А еще при производстве современных инженерных разработок.
Какова суть работы инверторных компрессоров? С помощью управляющего блока прибора переменный ток преобразуется в постоянный. А потом ток опять изменяется в переменный вид. Но у него уже другая необходимая в этом случае частота.
ВАЖНО! Данный процесс и получил название инвертирования, то есть это изменение. Преобразование, которое проводится, предоставляет возможность с большой точностью производить регулировку выходных параметров любой нагрузки. В том числе и компрессора.
По утверждению тех, кто занимается выпуском такой техники, принцип инвертирования позволяет сделать расходы электроэнергии более экономными. Стабильная работа компрессора, когда задаются точные выходные параметры, позволяет с большой точностью и скоростью осуществлять регулировку температуры внутри холодильных и морозильных камер.
Отличия от обычного устройства
Исходя из принципа действия, можно сделать сравнение между работой классических линейных и инверторных моделей холодильников по таким позициям, как: нагрузка на систему энергоснабжения, срок службы, энергопотребление, точность поддержания температуры.
- Работа техники с классическим линейным агрегатом связана с постоянными запусками и отключениями, что создает высокую одномоментную нагрузку на систему энергоснабжения. Холодильник с поршневым инверторным компрессором работает постоянно и нагрузка на сеть распределяется равномерно.
- Инверторные модели оснащаются бесщеточными трехфазными двигателями, которые основное время работают на низких оборотах, а значит и без перегрузок. Отсутствие трения щеток по обмоткам якоря исключает появление искры и загрязнение последнего угольной пылью. Все это значительно увеличивает срок службы такого компрессора в сравнении с классическим линейным исполнением силовой установки.
- Классические модели и инверторы имеют практически одинаковую мощность. Однако благодаря минимальной скорости вращения, последние, в среднем, потребляют электроэнергии на 10 — 15% меньше, чем обычные агрегаты.
- Точность поддержания температуры в инверторных холодильниках находится в пределах 1°С. В моделях, оснащенных линейными силовыми установками классической конструкции, данный параметр составляет 2 — 3°С.
Как проверить компрессор холодильника рабочий или нет
Компрессор считается одной из самых главных деталей холодильника. Если он выйдет из строя, агрегат не сможет работать. В домашних условиях точно установить по какой причине сломался компрессор сложно. Для правильной диагностики необходимо методом исключения пробовать иные варианты или демонтировать части системы, чтобы потом тестером провести проверку сопротивления на контактах . Самому определить причину неисправности можно, если только имеются определенные знания и опыт.
Статья рассчитана на здравомыслящих и компетентных людей. Если вы не обладаете необходимыми навыками в ремонте бытовой техники — обратитесь к специалистам. При проведении диагностики необходимо соблюдать технику безопасности.
Возможные причины поломки инверторного компрессора
Несмотря на то, что инверторная модель компрессорная обладает массой преимуществ, в числе которых длительный срок службы, она также может выходить из строя. Однако большинство можно предотвратить. Как уже было отмечено, наблюдается чувствительность к перепадам напряжения. Неопытные хозяева при покупке могут этот фактор не учесть.
Специалисты рекомендуют до приобретения холодильника совершить следующее:
- осмотреть состояние розеток;
- заменить те, которые вышли из строя;
- проверить состояние проводки.
Эти действия помогут подготовить помещение к работе новой техники. К тому же и в целях профилактики такие действия будут полезны.
Множество производителей современной бытовой техники учитывают такую специфику работы инверторных компрессоров. Поэтому создают защиту с помощью технологии Volt Control. Принцип работы базируется на переведении устройства в ждущий режим, когда случаются скачки. Когда ситуация стабилизируется, возобновляется работа двигателя.
Почему мотор компрессора в холодильнике выходит из строя
Как любой другой, холодильный мотор-компрессор ломается по четырём основным причинам:
- Неправильная эксплуатация холодильника. Холодильный шкаф установлен рядом с источником тепла: батареей отопления или плитой, поэтому двигатель перегревается. Повышенная температура может вызвать пробой изоляции обмоток. Если холодильник подключён к сети с большими перепадами напряжениями или тока без стабилизатора, скачки электрических величин могут спровоцировать перегрев изоляции. Длительный перегрев нарушает целостность обмоток и приводит к замыканию или обрыву.
- Износ двигателя. У мотора есть рабочий ресурс часов. После его выработки производительность падает и ухудшаются изоляционные свойства обмоток. Двигатель теряет мощность, дольше работает без отдыха, из-за чего перегревается. Сопротивление обмоток становится ниже, изоляция греется и трескается. Из-за этого может возникнуть замыкание, обрыв или пробой на корпус.
- Заводской брак двигателя. Хотя брак редкая причина, но иногда это случается. При сборке изоляцию обмоток, контакты, поршень или клапаны компрессора могут повредить. На тестировании брак не проявится, но при работе холодильника дефекты быстро «вылезут», и технику придётся отдавать в гарантийный ремонт.
Вы проверили мотор холодильника на работоспособность и нашли неисправность? Звоните в «Айс Мэн»! Мастер приедет и установит новый компрессор.
Ремонтируем после заявки в течение 24-х часов, даём гарантию 2 года на установленные узлы, запчасти и обслуживание.
Причины, указывающие на сгоревший компрессор
У всех холодильников, независимо от производителя и марки, принцип работы будет одинаков. Он заключается в том, что в системе для создания эффекта охлаждения должен циркулировать газ фреон. Чтобы он двигался внутри трубок, компрессор создаёт определённое давление. Таким образом, фреон или какая-либо другая составляющая перетекает из той части, где он охлаждается и превращается в жидкость, туда, где нагревается и становится вновь паром. Этот цикл должен всё время повторяться, чтобы создавать пониженную температуру внутри камеры холодильника.
Поэтому если давления не хватает, то проблема действительно в компрессоре. Так, стоит обратить внимание на следующие признаки:
- Если в камере резко перестала понижаться температура, значит, компрессор сгорел.
- Неполадки с компрессором могут возникнуть из-за того, что вышло из строя реле.
- Проводка, в которой образовались разрывы, также может послужить причиной плохой работы.
- Может происходить утечка газа, о чём будет свидетельствовать понижение давления.
Обратите внимание на звук работающего двигателя. Если он продолжает гудеть, но температура повышается внутри камеры холодильника, то скорее всего, что образовалось утечка фреона. В этом случае придётся вызывать мастера для того, чтобы он подзаправил систему.
Когда следует проверить компрессор — признаки неисправности
Мотор-компрессор — важный рабочий узел холодильника, который обеспечивает циркуляцию хладагента по системе трубопроводов. Мотор расположен сзади в нижней части холодильного шкафа. Он может находится в закрытом отсеке за панелью или в открытой нише.
В большинстве старых и новых моделей стоят линейные компрессоры с подключением через реле.
В улучшенных современных — инверторные с управлением через преобразователь тока.
Мотор на них подключен через клеммную колодку.
По конструкции компрессоры делятся на поршневые, их большинство, и ротационные. Но признаки неисправности у всех общие. В список основных входят:
- повышенная температура только в одном или в обоих отсеках;
- компрессор работает постоянно, с очень короткими промежутками отдыха;
- узел включается, работает несколько секунд, потом щёлкает реле, и мотор отключается, через некоторое время цикл повторяется, корпус компрессора сильно греется;
- мотор не запускается, корпус не греется.
Неисправности могут быть связаны с дефектами пускозащитного реле или компрессора.
Что нужно для проверки компрессора холодильника
Перед тем, как проверить компрессор холодильника, надо приготовить инструменты и приборы, без которых не обойтись. Понадобится набор отверток с разными профилями, вместо них можно взять шуруповерт с насадками, а также:
- гаечные ключи 8, 10 и 12 мм;
- плоскогубцы;
- кусачки-бокорезы;
- универсальный манометр;
- тестер (мультиметр) или мегаомметр;
- проводниковые перемычки с зажимами «крокодил» в количестве 2-3 штук;
- изолента;
- виниловые или резиновые заглушки.
Не обойтись без средств индивидуальной защиты, которые потребуются при работе с вредными веществами.
Для измерения сопротивления изоляции — мегаомметр
Чтобы проверить в каком состоянии находится изоляция жил, проводящих ток, понадобится специальный прибор, который называется мегаомметр . Он позволяет измерять сопротивление напряжения от 200 до 1000 В.
Изоляционные материалы обладают некоторой токопроводимостью. В результате воздействия высокого напряжения через них проходит ток утечки. Его значение определяет сопротивление изоляции. На основе показаний устанавливают изношенность или пригодность материала.
Эти работы выполняют в редких случаях. В основном для обмотки статора электрического двигателя применяют медный провод, который покрыт особым изоляционным лаком. Если он пробит, то придется полностью перематывать индукционную катушку. Работу можно выполнить дома, однако понадобится специальное оборудование, расходные материалы. При этом нужно обладать познанием и навыками именно в этой области.
Для проверки компрессора — мультиметр
Обычным мультиметром определяют пригодность электрической цепи, или как говорят большинство мастеров, им можно прозвонить.
Вначале демонтируют кожух, извлекают агрегат и снимают реле. Тестером при помощи контактов замеряют сопротивление. Если между верхним и нижним левым контактами оно составляет 20 Ом, между верхним и нижним правым – около 15, то компрессор исправен .
Между левым и правым самый высокий показатель сопротивления должен быть 30 Ом. Прибор может показывать другие значения, это зависит от двигателя и модели холодильного агрегата. Однако они не меняются больше чем на 5 Ом.
Затем проверяют сопротивление между проходными проводами и кожухом. Один конец тестера подключают к медной части одного из штуцеров, другой к контактам. Если мультиметр покажет сопротивление, в моторе есть неисправности. Когда на дисплее появится обрыв, значит, агрегат находится в исправном состоянии.
Нюансы диагностики
В холодильнике взаимодействуют несколько элементов, и все они важны практически в равной степени. Выход из строя хотя бы одной части отразится на работе всей системы. В домашних условиях сложно уверенно определить поломку компрессора.
Для точной диагностики нужно либо проверять другие варианты методом исключения, либо произвести демонтаж части системы, чтобы тестером проверить сопротивление на контактах. Но обо всем по порядку. И правильнее будет начать с видимых признаков выхода холодильника из строя.
Возможные нарушения работы:
- не работает вообще, вплоть до отключения индикации и освещения;
- не запускается;
- не охлаждает или переохлаждает, образуется слой льда на стенках морозильной камеры;
- шумы при работе (в том числе его изменение вплоть до скрежета и подобных «нездоровых» признаков, а также полное отсутствие). Как правило, современные «Атланты», «Норды», «Индезиты» и другие марки практически не шумят;
- вибрация.
Для монтажа компрессора после диагностики и восстановления системы нужно иметь паяльную лампу (газовую горелку) и специальное оборудование для заправки фреоном.
Сам процесс требует большой аккуратности и внимательности при подсоединении трубок, да и вообще при всех действиях с техникой.
Ошибки чреваты потерей герметичности, и как следствие этого, протечка холодильника и нарушение его нормальной работы в целом. Крайне не рекомендуется производить это самостоятельно, тем более без знаний и навыков.
На тот случай, если решение о демонтаже своими силами все же принято, далее в статье будет инструкция, как это сделать. Скорее всего, даже в случае с таким трудом точно поставленного диагноза, все равно придется вызывать специалиста для замены и заправки компрессора.
А раз так — может быть есть смысл всю работу доверить профессионалу? Если же техника на гарантии, тут вообще думать нечего.
Обратите внимание: в инструкции по эксплуатации есть предупреждение об отказе от обязательств сервисным центром, если любой ремонт не производился в сервисе из списка допущенных производителем к обслуживанию.
Инструкция по проверке
Неисправный мотор — частая поломка. Поэтому проверять нужно сначала его.
Список стандартных причин неисправности компрессора выглядит так:
- замыкание пусковой или рабочей обмотки;
- обрыв обмоток;
- замыкание на массу (на корпус);
- «клин» компрессора, когда мотор гудит, но не работает;
- повреждение контактов;
- поломка инвертора (в инверторных компрессорах);
- неисправность платы управления холодильника в цепи подключения компрессора.
Начнём разбор поломок с конца. Найти поломку в блоке управления или проверить контакты сможет только мастер. Знаний на уровне «могу поставить розетку» будет мало. Копаясь в схеме, вы рискуете повредить что-то важное, и тогда ремонт понадобится не только неисправному компрессору.
Проверить замыкания и обрывы в двигателе можно самостоятельно. Вам понадобятся тестер с клещами, оммометр или мультиметр и пара часов свободного времени.
Внимание! Отключайте холодильник от сети при любой работе с электрооборудованием.
Это нужно для вашей безопасности и, чтобы сохранить живыми тестеры. Приборы сгорят, если вы будете «прозванивать» контакты под напряжением. Кроме того, на корпусе холодильника может «сидеть» половина напряжения, примерно 110 В из-за фильтра помех (конденсаторе) в схеме, если домашняя проводка не подключена к защитному нулю, обеспечивающему заземление.
Это напряжение не опасно из-за малой силы тока без контакта с другими металлическими предметами и корпусом одновременно. Но передвигая не обесточенный холодильник, вы можете случайно коснуться батареи, стояка или плиты.
Проверяем кабель холодильника
Прежде чем браться за мотор-компрессор, проверьте кабель оборудования. Иногда сбои в работе связаны с плохим состоянием питающего провода. Осмотрите кабель, ищите разрывы изоляции и сильные перегибы. Повреждение внешней оболочки может говорить о повреждении жил. Если нарушена изоляция или заломана жила, напряжение может падать. Поэтому двигатель запускается с трудом или через раз.
Осмотрите и проверьте вилку. Возможно штыри качаются или выглядят подгоревшими. Это говорит о перегреве и вероятном внутреннем нарушении контактов. Заодно осмотрите розетку. Если она «болтается», то вилка плохо держится, и напряжение периодически падает.
Кабель, вилка и розетка внешне в норме? Тогда будем разбираться с компрессором.
Замыкание на корпус — как можно проверить мотор холодильника
Замыкание на корпус часто становится причиной отказа компрессора. Начальное сопротивление изоляции двигателя равно 1000 МОм, за время работы качество изоляции ухудшается и показатель сопротивления падает до 100 или даже 10 МОм. Когда величина опускается до 1 Мегаома, мотор подлежит замене, а при замере ниже 500 кОм использовать оборудование запрещено.
Поэтому перед диагностикой надо проверить движок на пробой, чтобы не получить удар током от неисправного устройства при проверке тока под напряжением. Для измерения можно использовать мультиметр, омметр или мегаомметр.
- Отключите холодильник от сети.
- Снимите панель компрессора, если она есть.
- Снимите пусковое или пускозащитное реле с контактов двигателя.
- Переключите тестер на режим измерения сопротивления.
- Поищите место с облупившейся краской на корпусе двигателя. Или зачистите небольшой участок.
- Приложите один щуп прибора к нижнему левому или правому контакту, а второй к корпусу мотора.
- Проверьте показатель. В исправном двигателе тестер покажет величину, как «бесконечность». Если изоляция нарушена, на экране появится значение близкое к нулю.
- Самый точный показатель даст мегомметр или мультиметр с режимом постоянного напряжения 500 В.
Внимание! Если вы обнаружили пробой обмоток, вызывайте мастера. Пользоваться холодильником с такой неисправностью компрессора опасно для жизни.
Чем отличается замыкание на массу и на корпус? Замкнутый на массу двигатель выдаст полный ноль, и скорее всего не будет работать. При замыкании на корпус сопротивление имеет низкое значение, но отличается от нуля. На такие двигатели не реагирует автомат защиты, но они опасны в работе и требуют замены. УЗО на замыкание на корпус тоже не реагирует, потому что утечки тока в цепи холодильника нет, есть только напряжение на кожухе компрессора.
Тестер показал обрыв? Значит замыкания на корпус нет и можно тестировать дальше.
Как проверить компрессор холодильника мультиметром на исправность
Выводы контактов двигателя расположены треугольником. Верхний называют общим, левый идёт от пусковой обмотки, правый от рабочей. Величина сопротивления между контактами обмоток примерно равна сумме показателей между парами «верхний общий — пусковая обмотка» и «общий — рабочая обмотка».
Показатели замеряют в таком порядке:
- верхний и левый контакт (пусковая обмотка);
- верхний и правый (рабочая обмотка);
- левый и правый (между обмотками).
Как правило, сопротивление пусковой обмотки выше рабочей, но есть модели с обратным распределением и высоким рабочим сопротивлением.
- Отключите холодильник от сети.
- Снимите панель, если она есть.
- Снимите пусковое реле с контактов двигателя.
- Переключите тестер на режим измерения сопротивления.
- Замерьте пусковую обмотку.
- Замерьте рабочую обмотку.
- Замерьте сопротивление между обмотками.
- Сравните показатели с таблицей сопротивления. Отклонение может составлять 0.1–5 Ом от табличной величины.
Данные по различным моделям компрессоров и маркам холодильников собраны в таблицах.
Внимание! Если между любыми парами контактов на замере тестер показывает ноль, в двигателе есть межвитковое замыкание одной из обмоток.
Данные из замеров не отличаются от табличных значений? Значит компрессор исправен и возможно причина в том, что электропитание поступает с перебоями. Выявить это поможет проверка тока на компрессор.
Как проверить полярный конденсатор?
При проверке элемента мультиметром, нужно соблюсти условие: емкость должна быть больше 0,25 мкФ.
Технология измерения конденсатора для выявления неисправностей мультиметром следующая:
- Берут конденсатор за ножки и закорачивают каким-нибудь металлическим предметом, пинцетом, например, или отверткой. Это действие необходимо для того, чтобы разрядить элемент. О том, что это произошло, засвидетельствует появление искры.
- Устанавливают переключатель мультиметра на прозвонку или замер показателей сопротивления.
- Касаются щупами до выводов конденсатора с учетом полярности — к плюсовой ножке подводят щуп красного цвета, к минусовой — черного. При этом вырабатывается постоянный ток, следовательно, через какой-то временной промежуток сопротивление конденсатора станет минимальным.
Пока щупы находятся на вводах конденсатора, он заряжается, а его сопротивление продолжает расти до достижения максимума.
Если при контакте со щупами мультиметр начнет пищать, а стрелка остановится на нулевой отметке, это указывает на короткое замыкание. Оно и стало причиной неисправности конденсатора. Если сразу же стрелка на циферблате показывает 1, значит, в конденсаторе случился внутренний обрыв.
Такие конденсаторы считаются неисправными и подлежат замене. Если «1» высветится лишь через некоторое время — деталь исправна.
Важно выполнять измерения так, чтобы неправильное поведение не отразилось на качестве измерений. Нельзя в процессе к щупам прикасаться руками. Тело человека обладает очень малым сопротивлением, а соответствующий показатель утечки превышает его во много раз.
Ток пойдет по пути меньшего сопротивления в обход конденсатора. Следовательно, мультиметр покажет результат, к конденсатору не имеющий никакого отношения. Разрядить конденсатор можно и при помощи лампы накаливания. В этом случае процесс будет происходить более плавно.
Такой момент, как разрядка конденсатора, является обязательным, особенно, если элемент высоковольтный. Делают это из соображений безопасности и для того, чтобы не вывести со строя мультиметр. Повредить его может остаточное напряжение на конденсаторе.
Обследование неполярного конденсатора
Конденсаторы неполярные проверить мультиметром еще проще. Сначала на приборе выставляют предел измерения на мегаомы. Далее прикасаются щупами. Если сопротивление будет меньше 2 Мом, то конденсатор, скорей всего, неисправен.
Во время зарядки элемента от мультиметра возможно проверить его исправность, если емкость начинается от 0,5 мкФ. Если этот параметр меньше, изменения на приборе незаметны. Если все же необходимо проверить элемент меньше 0,5 мкФ, то при помощи мультиметра это возможно сделать, но только на короткое замыкание между обкладками.
Если необходимо обследовать неполярный конденсатор с напряжением свыше 400 В, это можно сделать при условии его зарядки от источника, защищенного от к.з. автоматического выключателя. Последовательно с конденсатором подсоединяют резистор, рассчитанный на сопротивление более 100 Ом. Такое решение ограничит первичный токовый бросок.
Существует и такой метод определения работоспособности конденсатора, как проверка на искру. При этом его заряжают до рабочей величины емкости, затем закорачивают вывода металлической отверткой, имеющей изолированную ручку. О работоспособности судят по силе разряда.
Сразу после зарядки и через некоторое время замеряют напряжение на ножках детали. Важно, чтобы заряд сохранялся долго. После нужна разрядка конденсатора посредством резистора, через который он заряжался.
Измерение емкости конденсатора
Емкость — одна из ключевых характеристик конденсатора. Ее необходимо измерять для уверенности, что элемент накапливает, и хорошо удерживает заряд.
Чтобы убедиться в работоспособности элемента, необходимо измерить этот параметр и сопоставить его с тем, который обозначен на корпусе. Перед тем как проверить любой конденсатор на работоспособность, нужно учесть некоторую специфику этой процедуры.
Пытаясь выполнить измерение посредством щупов, можно не получить желаемых результатов. Единственное, что удастся сделать — определить, рабочий этот конденсатор или нет. Для этого выбирают режим прозвона и касаются щупами ножек.
Услышав писк, меняют местами щупы, звук должен повториться. Слышно его при емкости 0,1 мкФ. Чем больше это значение, тем звук дольше.
Если нужны точные результаты, лучший выход в этой ситуации — использование модели, имеющей специальные контактные площадки и возможность регулировки вилки для определения емкости элемента.
Прибор переключают на номинальное значение, указанное на корпусе конденсатора. Вставляют последний в посадочные «гнезда», предварительно разрядив его при помощи металлического предмета.
На экране должна высветиться величина емкости, равная примерно номинальной. Когда этого не происходит, делают вывод о том, что элемент поврежден. Нужно проследить за тем, чтобы в приборе находилась новая батарейка. Это обеспечит более точные показания.
Измерение напряжения мультиметром
Узнать о работоспособности конденсатора можно и путем замера напряжения и сравнения полученного результата с номиналом. Чтобы выполнить проверку, потребуется источник питания. Напряжение у него должно быть несколько меньшим, чем у проверяемого элемента.
Так, если у конденсатора 25 В, то достаточно 9-вольтового источника. Щупы подключают к ножкам, учитывая полярность, и выжидают некоторое время — буквально несколько секунд.
Бывает, время истекло, а просроченный элемент все еще работоспособный, хотя характеристики у него другие. В этом случае его необходимо постоянно контролировать.
Мультиметр настраивают на режим измерения напряжения и выполняют проверку. Если почти сразу же на дисплее появится значение идентичное номиналу, элемент пригоден к дальнейшему использованию. В противном случае конденсатор придется заменить.
Как проверить компрессор холодильника без установленного реле
Протестировать ток можно с помощью другого питающего провода и нового реле. Для снятия показаний потребуются токоизмерительные клещи. Они дают более точные показания, чем тестер со щупами.
Внимание! Вы будете измерять ток в проводе под напряжением. Строго соблюдайте технику безопасности. Измеряйте ток на удалении от открытых контактных частей.
Порядок действий такой:
- Отключите холодильник от сети.
- Снимите панель, если она есть.
- Снимите установленное пусковое реле с контактов двигателя.
- Возьмите другое рабочее реле и другой кабель.
- Присоедините контакты кабеля к реле на фазовый выход и рабочую обмотку.
- Включите провод в розетку.
- Замерьте токоизмерительными клещами один провод на участке с изоляцией. Для этого разомкните клещи, пропустите провод внутрь, замкните. Прибор покажет величину тока в контуре.
- Не касайтесь открытых частей! Вы можете получить электротравму.
- Проверьте показание прибора. Величина тока зависит от мощности двигателя. Для 120 Вт ток составит 1.1–1.2А, для 140 Вт норма 1.3А. Если величина ниже нормы, компрессор не может нормально запуститься.
Эти способы подходят для диагностики моторов-компрессоров обычного типа. Для инверторных холодильников нужно использовать другой метод.
Как проверить производительность компрессора холодильника с инвертором
В хладоагрегате инверторного типа из строя чаще выходит не сам компрессор, а токопреобразующий узел. Поэтому сначала проверять нужно инвертор.
Для тестового включения понадобится гирлянда из трёх ламп накаливания мощностью 60 Вт, соединённых треугольником.
Внимание! Вы будете проверять работу инвертора под напряжением. Строго соблюдайте технику безопасности. Не касайтесь проводов и оборудования при включённом генераторе.
- Отключите холодильник от сети.
- Снимите панель с компрессора, если она установлена.
- Отсоедините инвертор от компрессора.
- Подключите лампочки к выходу инвертора.
- Включите холодильник в сеть.
- При запуске генератора на рабочем инверторе лампочки будут поочерёдно зажигаться и гаснуть. Проследите четыре цикла. Одна лампа должна светить в полную силу, две других вполнакала. Длительность горения примерно 1 секунда.
Если контрольные лампы горят иначе хотя бы в одном из циклов, то нужно искать неисправность в инверторе. Заниматься полной диагностикой должен специалист. Проверить компрессор можно в описанном выше порядке.
Как прозвонить компрессор
В данной статье мы рассмотрим поиск неисправностей электрической части компрессоров. Очень часто при ремонте кондиционера грешат на компрессор, но в итоге дело может оказаться вовсе не в нём. Так как же правильно продиагностировать компрессор?
Как узнать сопротивление обмоток рассказано в этой статье.
Прозвонка компрессоров кондиционеров
Самый распространённый тип компрессоров в кондиционерах — однофазные компрессоры с пусковой обмоткой.
Чтобы получить доступ к контактам компрессора необходимо разобрать кондиционер так, чтобы был доступ к компрессору. Обычно контакты защищены крышкой, которая закручена винтом, найти её вы можете по проводам, которые подходят к компрессору. После снятия крышки вы увидите три контактных вывода на которые надеты клеммы с проводами.
Необходимо снять провода и мультиметром измерить сопротивление между выводами. Ставим переключатель прибора на функцию измерения сопротивления (обозначается буквой Ω). Если мультиметр показывает бесконечно большое сопротивление между выводом С и остальными, то это означает обрыв, в случае встроенной защиты нужно убедиться что компрессор не перегрет и не сработала защита, в противном случае, и если защита внешняя-компрессор неисправен. Если сопротивление стремится к нулю это означает короткое замыкание и компрессор также неисправен.
Точное значение сопротивлений зависит от мощности компресссора, точности вашего прибора и может колебаться в пределах, примерно, 1-20 Ом.
Как видно из схемы, сопротивление между выводами М и S должно равняться сумме сопротивлений между клеммами S и С и между М и C.
Как правило, рабочая обмотка (M-C) более мощная, поэтому её сопротивление меньше чем у пусковой (S-C).
В каждом компрессоре существует тепловая защита, но она может быть встроенная как на схеме, или находиться под крышкой, рядом с выводами компрессора.
Если она не встроенная, так называемая «таблетка», то её можно прозвонить отдельно и заменить в случае неисправности (она должна быть замкнута в нормальном состоянии, размыкается при достижении определённой температуры 90-120 °С ).
Сразу оговорюсь, что таким способом мы не сможем определить короткозамкнутые витки, для этого существуют другие приборы (но и они недостаточно стабильно определяют короткозамкнутые витки).
Измерение сопротивления изоляции мегомметром
Обычным тестером проверить пробой изоляции не получится-он измеряет сопротивление используя низкое напряжение 3—9 В. Мегомметр позволяет измерять сопротивление более высоким напряжением 200-1000 В. Но всё равно предварительно необходимо «прозвонить» обмотки мультиметром, так как нельзя измерять сопротивление мегомметром при коротком замыкании обмотки на корпус.
На приборе можно выбрать напряжение которым будет измеряться сопротивление и время в течение которого будут тестироваться обмотки.
Измерять сопротивление необходимо между одним из трёх выводов на компрессоре и, например, медной трубкой выходящей из компрессора напряжением 250-500 В. Сопротивление должно находиться в пределах 7-10 МОм. Если нет, то также компрессор под замену.
Перед измерением внимательно изучите инструкцию к вашему прибору, используется высокое напряжение, поэтому при неправильном использовании можно получить удар электрическим током или вывести прибор из строя.
Прозвонка компрессора холодильника
В бытовых холодильниках применяются маломощные компрессоры, в которых пусковая обмотка подключается на несколько секунд через пусковое реле с помощью позистора или электромагнитного реле.
Схема с электромагнитным реле:
В этом случае, ток проходит последовательно через катушку реле и рабочую обмотку компрессора. Пусковой ток всегда больше рабочего, используя этот принцип, реле рассчитано так, что пусковой ток замыкает контакты реле и подключает пусковую обмотку компрессора, который запускается. При этом ток, текущий по рабочей обмотке и обмотке реле снижается, контакты размыкаются, отключая стартовую обмотку.
В составе реле также установлено термореле, которое отключает питание компрессора при его перегреве.
Схема с позистором:
На схеме позистор обозначен значком температуры t0 , а термореле цифрой 6.
Принцип действия такой: при комнатной температуре позистор имеет низкое сопротивление и напрямую подаёт напряжение на пусковую обмотку S. Через него протекает ток, который разогревает его, при нагревании внутреннее сопротивление позистора увеличивается, фактически отключая пусковую обмотку через несколько секунд после запуска компрессора. Остывает позистор только после отключения питания с компрессора и при последующем цикле включения снова подключает пусковую обмотку.
Проверка пуско-защитных реле холодильника
Выглядят пуско-защитные реле так:
Электромагнитное реле
Реле с позистором
Круглая чёрная «таблетка» с клеммами — это термореле, которое при нормальной температуре замкнуто, а размыкается только при сильном нагревании. Проверяется омметром — сопротивление должно стремиться к нулю, или в режиме «прозвонки» — должен быть звуковой сигнал при прикладывании щупов к клеммам.
То же самое относится и к позистору — в нормальном состоянии он замкнут. Находится он обычно внутри реле, между клеммами S и R компрессора. (На приведённом рисунке — это клеммы на белом основании).
Трёхфазные компрессоры и компрессоры инверторных кондиционеров
У трёхфазных компрессоров и у инверторов сопротивление между обмотками должно быть одинаковое, так как у них нет пусковой обмотки, а в остальном методика выявления неисправностей такая же, как и для однофазного компрессора.
Источник: https://MasterXoloda.ru/1/kak-prozvonit-kompressor-2
Как проверить компрессор холодильника самостоятельно
Компрессор – это электродвигатель с плунжерной или поршневой системой нагнетания. В нем имеется пусковая и рабочая обмотка. Если в одной из них происходит обрыв, либо она прожигается, блок компрессора выйдет из строя. Из кожуха выведены 3 контактные клеммы . Первая – вывод пусковой обмотки, вторая – рабочей, последняя – общая.
В каждом компрессоре есть реле, предназначенное для пуска, которое представляет собой маленькую коробку. Оно в буквальном смысле надето на эти клеммы. Холодильный агрегат может не работать по причине поломки пускового реле. Современные модели оснащены новейшими электронными устройствами запуска, на прежних агрегатах стоят электромеханические.
Возможные проблемы
О том, что неисправен сам компрессор, можно судить, если появились характерные признаки поломки:
- при пуске и во время работы холодильника слышен сильный скрежет, дрожание, шум и стук;
- очевидное перегревание мотора;
- лужа масла под агрегатом;
- мощное гудение двигателя, при этом не слышно работы компрессора.
Это все говорит о неполадках в блоке, который состоит из 2-х устройств. Отличить неисправности сможет специалист. Он знает принцип работы холодильных агрегатов, какие узлы и цепи взаимодействуют при запуске, во время работы и остановке.
Бывает, что компрессор работает, однако холодильник не морозит. Значит, износилась механическая часть, и устройство не в состоянии создать в трубках давление. Или причина в том, что в системе нет хладагента. В такой ситуации прибор не холодит, а постоянно работает.
Когда нарушается цикл работы агрегата либо в системе создается избыточное давление хладагента, на стенках камер можно увидеть намерзающий лед. В итоге это приводит к поломке компрессора.
Если в холодильнике камеры переохлаждаются или совсем не охлаждаются, значит, может быть несправно:
- пусковое реле;
- температурные датчики;
- всасывающий клапан.
В холодильниках Siemens, Sharp, Gorenje, Samsung, Indesit, Bosch, Liebherr и LG часто неисправность сосредоточена в блоке электронного управления. Устраниться сама она не сможет, поэтому требуется вмешательство опытного мастера.
Особенности проверки инверторного компрессора
Этот тип компрессора изобретен не так давно. Существенным принципом его работы считается то, что можно устанавливать необходимую температуру. В инверторном компрессоре имеется функция, которая отвечает за регулировку частоты вращения. Благодаря принципу инвертирования, электроэнергия расходуется экономнее . Из-за того, что компрессор работает стабильно и ровно с точно указанными выходными параметрами, можно быстро и четко отрегулировать температуру в морозильной и холодильной камере.
Вначале двигатель будет разгоняться до самой большой скорости , охлаждая камеру холодильника до нужной температуры. Затем работает медленнее до того времени, пока не изменятся условия работы.
Как проверить рабочий или нет компрессор холодильника? Если он находится в нерабочем состоянии, то нужно отдельно проверить инвертор, на выход которого вешают лампы 60 Вт и 220 Вт. Их соединяют в виде треугольника. Они не должны гореть без генератора. Его подключают и инвертор запускается, лампочки загораются по кругу. Затем подключают компрессор.
Проверка аппарата в зависимости от дефекта
Рассмотрим возможные действия механика или пользователя сплит системы с учётом всех тех неисправностей, какие отмечались выше.
Но прежде стоит принять к сведению следующие моменты:
- Подобное оборудование обслуживается специалистами. О самостоятельной чистке сплит-системы мы рассказывали здесь.
- Система заправляется химически вредными веществами.
- Устройство работает от сети с высоким потенциалом.
- Требуются знания электрики, электроники, механики.
- Есть опасность навредить здоровью.
Спокойный, надёжный и квалифицированный способ проверки системы – это, конечно же, обращение к профессиональным мастерам.
Тем не менее, не исключается возможность использования личных навыков и умений на свой страх и риск. Для второго варианта рассмотрим способы проверки оборудования на неисправность.
Проблема #1 — высокий уровень механических шумов
Итак, если машина издаёт повышенные шумы, не характерные для нормальной работы, с высокой уверенностью можно констатировать разрушение внутренних компонентов.
Это могут быть подшипниковые узлы, детали клапанной группы и другие. В таких случаях единственно возможный вариант – замена агрегата.
Повышенный шум может отмечаться и по причине излишней массы хладагента, заправленного в систему. Однако в этом случае характер шума явно отличается от механического и после непродолжительной работы компрессор обычно отключается системой автоматики по параметру высокого давления.
Проверка для этих двух вариантов сопровождается следующими действиями:
- Подключить манометрическую станцию на сторону нагнетания.
- Закрыть системный кран на линии контура.
- Контролировать показания давления.
При неисправных клапанах уровень шума обычно возрастает, но давление фактически не меняется или меняется незначительно. Если же неисправны подшипники, увеличение шума будет сопровождаться ростом давления.
Читайте также: ☀ Тепловая завеса на входную дверь: комфортная температура в помещении при любом морозе
Чрезмерное количество хладагента в контуре также покажет увеличение давления с нарастанием шума и последующим отключением компрессора системой автоматики (реле давления). Больше об устройстве этого узла, его принципе работы, подключении и регулировке мы писали в следующей публикации.
Проблема #2 — переполнение или недостаток фреона
Определяется «неисправность» такого рода опять же с помощью манометрической станции. Необходимо отключить сплит систему от сети, выждать немного, затем подключить манометрическую станцию и запустить кондиционер. Наблюдать за показаниями на приборах.
Рабочее давление для бытовой сплит системы конкретной конфигурации всегда можно определить по технической бирке (табличке) закрепленной на корпусе внешнего модуля. Там, на табличке, указываются граничные параметры давления контурных участков нагнетания и всасывания.
Проблема #3 — нет запуска холодильного компрессора
Распространенный дефект сплит систем, связанный с компрессором, – полное отсутствие момента запуска холодильного компрессора. При этом система успешно включается в режим охлаждения, все приборы автоматики работают нормально. Другой вопрос – вентилятор конденсатора.
При таком состоянии сплит системы вентилятор конденсатора показывает несколько необычную работу. В момент пуска кондиционера крыльчатка вентилятора начинает вращаться, но почти сразу же вращение прекращается.
Внутренний блок кондиционера продолжает функционировать при неработающем компрессоре внешнего блока.
Этот дефект, как правило, проявляется на системах, успешно отработавших несколько лет (более 5). А причиной подобного поведения системы является пусковой конденсатор, включенный в цепь питания электродвигателя компрессора.
Диагностировать неисправность конденсатора просто. Как это сделать – чуть ниже.
Проблема #4 — межвитковое замыкание обмотки статора
Как определить такую неисправность – вопрос далеко неоднозначный. К примеру, когда имеют место замыкание 2-3 витка на коротком участке, определить дефект практически не представляется возможным без использования специфичного инструмента.
Другие вариации, когда замкнуты между собой достаточно удалённые участки, в принципе, подлежат определению простым измерением сопротивления рабочих обмоток статора мотора.
Обычно та обмотка, где существует «короткое», даёт меньшее сопротивление относительно других обмоток. Однако потребуется точная схема мотора.
Как измерить сопротивление обмоток компрессора холодильника, проверить реле и давление
Когда не работает компрессор, нужно проверить сопротивление. При повреждении обмотки, напряжение перескакивает на корпус, и может ударить током. Проверку проводят, измеряя сопротивление каждого контакта вместе с корпусом агрегата.
Место, где выполняют прозвон должно быть очищено от краски.
Мультиметр не должен ничего показывать , в противном случае компрессор непригоден к применению. Если и после этого холодильник не начал работать, проверяют давление внутри корпуса. Подсоединяют имитатор к нагнетающему штуцеру и снимают показания. Компрессор должен находиться во включенном состоянии. Агрегат исправен, если на манометре показано давление 6 атмосфер, ниже этого значения требуется замена корпуса.
При отсутствии работоспособности холодильника следует проверить ток, доходит ли он до мотора. Берут рабочее реле, подключают к компрессору, который потом включают. Подсоединяют мультиметр, клещами зажимают 1 провод. Показания меняются в зависимости от того, какова мощность двигателя. Если она составляет 120 Вт на экране должно быть 1.1-1.2 А, при 140 Вт-1.3 А.
При проведении диагностики необходимо строго соблюдать технику безопасности.
Прежде чем применять приборы, которые нужны для проверки, важно удостовериться, что они правильно подключены. Иногда попытки устранить проблему своими руками только усугубляют ситуацию. Особенно, если нет твердой уверенности в том, что результат проведенной диагностики правильный. И тогда не избежать покупки нового холодильника. Не стоит пытаться проверять компрессор тем, кто не обладает опытом работы с электричеством. Компрессор относится к очень сложному устройству, которое почти нельзя отремонтировать самому. Если он неисправен, то порой даже его замена на новый не сможет решить проблему, поэтому необходимо точно выяснить причину поломки.
Советы по ремонту техники
Внутренние дефекты компрессора сплит системы исправляются исключительно в условиях профессиональных мастерских. В домашних условиях силами самого владельца такой сложности ремонт видится нерациональным, с крайне малым процентом успешного исполнения.
Если нормальная работа компрессора нарушена по причине излишков или недостатка хладагента, задачу ремонта решить вполне по силам самостоятельно.
В первом случае (избыток фреона) достаточно просто удалить часть газа из системы. Во втором случае нужно напротив – заправить систему дополнительным объемом газа.
Когда причиной неработоспособности компрессора является пусковой конденсатор, следует вскрыть верхнюю крышку наружного системного блока, предварительно отключив машину от сети питания.
Снять конденсатор и проверить тестером в режиме измерения сопротивления (мОм), поочерёдно касаясь щупами рабочих клемм. Нерабочий конденсатор не покажет эффект разряда. Это причина для замены.
- https://WyseDevice.ru/klimaticheskaya/kak-proverit-invertornyj-kompressor.html
- https://avtika.ru/kak-proverit-invertornyy-dvigatel-na-holodilnike/
- https://p-t-s.ru/kak-proverit-invertornyy-kompressor-kholodil-nika-rabochiy-ili-net/
- https://bithol.ru/kak-proverit-invertornyy-kompressor-holodilnika/
- https://ano-ekspertiza.ru/remont/kak-proverit-invertornyj-kompressor-holodilnika.html