Ремонт холодильников:
В Москве:
+7 (495) 324-67-85
В Санкт-Петербурге:
+7 (812) 604-57-64
- 1. Испарители бытовых холодильников
- 2. Виды испарителей холодильника
- 3. Устройство испарителя и его роль в работе холодильника
- 4. Схема испарителя холодильника
- 5. Фото испарителя холодильника
- 6. Схема холодильника с компрессором и испарителем
- 7. Классификация неисправностей испарителя холодильника
- 8. Как проверить испаритель холодильника на неисправности
- 9. Шумит испаритель холодильника
- 10. Причины и последствия поломки испарителя
- 11. Ремонт испарителя холодильника
- 12. Замена испарителя холодильника
- 13. Пайка испарителя холодильника
- 14. Засор испарителя холодильника
- 15. Расчет испарителя холодильника
- 16. Температура испарителя холодильника
- 17. Обмерзание испарителя холодильника
- 18. Часто задаваемые вопросы
- 19. Видео: промывка испарителя холодильника
- 20. Видео: замена испарителя холодильной камеры на ARISTON
- 21. Видео: навесной испаритель — плюсы и минусы
- 22. Видео: наружный испаритель
- 23. Видео: холодильник Indesit не морозит — замена всасывающей трубки и испарителя
- 24. Видео: Atlant ХМ 4011 с одним компрессором — установка испарителя ХК
- 25. Видео: пайка алюминевого испарителя холодильника
- 26. Видео: плачущий испаритель Atlant
- 27. Видео: утечка на испарителе холодильной камеры холодильника BEKO
- 28. Видео: установка навесного испарителя в холодильную камеру холодильника BEKO
- 29. Видео: какой испаритель лучше поставить
Испарители бытовых холодильников
По-другому их называют теплообменниками. Это крайне важная и в то же время хрупкая деталь. Если вдруг по какой-то причине испаритель выйдет из строя, наладить работу холодильника будет затруднительно.
Он передает тепло от охлажденного элемента к испаряющемуся. Изготавливают его в основном из алюминия и стали. Залог успеха работы всего холодильного оборудования — правильная и бесперебойная работа испарителя.
Виды испарителей холодильника
Они бывают нескольких видов:
- Открытый испаритель. В небольших холодильниках и в старых моделях открытый испаритель — это то, что в быту привыкли называть морозилкой. Он может иметь вид листа, согнутого О- или С-образно. Открытый испаритель — слабое место холодильника. Вмятины и царапины могут привести к нарушению его герметичности и к утечке хладагента, а это значит, что придется и заменять испаритель, и заправлять систему хладагентом, что обойдется недешево. Поэтому при размораживании ни в коем случае нельзя откалывать и соскребать лёд или, пытаться отколоть примерзшие продукты.
- Закрытый самооттаивающийся испаритель («плачущий»). Размещается в задней стенке холодильника: залит пенистой изоляцией и закрыт внутренней стенкой холодильной камеры. Очевидные плюсы такой конструкции в том, что холодильник легче мыть, не нужно размораживать и испаритель надежно защищен от механических повреждений. В холодильниках с закрытом в задней стенке испарителе влага оседает на ней, часть капель конденсата замерзает (но никакой «шубы», как в случае с открытым испарителем, не образуется). Во время отключения компрессора подмерзший конденсат оттаивает и стекает по стенке холодильника. В такой конструкции задняя стенка — самая холодная поверхность холодильной камеры. За охлаждение морозильной камеры такого холодильника отвечает другой испаритель, который может быть также полностью закрытым, частично закрытым или открытым.
- Испаритель отделенный. Испаритель может располагаться за стенкой камеры или за перегородкой. Такой испаритель принудительно обдувается вентилятором. Вынесенные за пределы камеры испарители применяют в холодильниках с системой No Frost.
По конструкции испаритель может быть трубчатый, трубчато-пластинчатый, трубчато-проволочный, ребристо-трубный, листопрокатный и т. д. Максимальную надежность обеспечивают закрытые трубчатые испарители, помещенные в стенку холодильника. При такой конструкции исключено случайное механическое повреждение испарителя.
Жидкостные испарители по конструкции делятся на 3 типа:
- кожухотрубные
- пластинчатые
- пленочные
Кожухотрубные испарители
Кожухотрубный тип испарителя подходит для широкого спектра хладагентов: аммиак, фреоны. Это изделие представляет собой стальной цилиндр, внутри которого проходит множество трубок диаметром около двух сантиметров. Трубки могут иметь вертикальное и горизонтальное направление. Для повышения эффективности охлаждения имеется оребрение трубок. В затопленном типе кожухотрубного испарителя хладагент заполняет пространство между трубками, охлаждаемая среда протекает внутри трубок. Другой вариант — хладагент кипит внутри трубок (незатопленный тип). Простая конструкция, эффективная теплопередача, нетребовательность к качеству воды или гликоля — основные плюсы данного оборудования. Габариты и эксплутационные риски (замораживание воды при аварии) — минусы.
Пластинчатые испарители
Наиболее перспективными в холодильной промышленности являются пластинчатые испарители. Потоки охлаждаемой среды и хладагента направлены навстречу друг другу по отдельным трубкам, проходящим через стальные пластины. Между потоком хладагента и охлажаемой средой через пластины происходит теплообмен. Выпускаются разборные, полуразборные, паянные и сварные пластинчатые теплообменники.
Они более компактны, обладают более высоким кэффициентом теплопередачи, менее подвержены повреждениям от замораживания по сравнению с кожухотрубными испарителями, однако чувствительны к качеству хладоносителя
Пленочные испарители
В пленочных испарителях охлаждаемая среда поступает на теплообменную поверхность пластин сверху тонким слоем и собирается внизу. Внутри пластин циркулирует хладагент. Широко применяется в пищевой промышленности для среднетемпературного охлаждения среды (до 1С).
Устройство испарителя и его роль в работе холодильника
Испаритель забирает все тепло из холодильной и морозильной камеры, оставляя только холодный воздух. Это происходит за счет движения по системе прибора специального холодильного агента (хладагента) – фреона. При кипении хладагент забирает теплоту и отдает ее охладительной системе.
Спираль испарителя располагается в определенном месте из-за того, что теплый воздух всегда поднимается вверх. Горячий воздух из холодильной камеры вступает в контакт с телом спирали испарителя. Спираль в свою очередь всасывает тепло и оставляет холодный воздух внутри холодильника. Таким образом происходит охлаждение.
Компрессор, находящийся внизу холодильника, перемещает хладагент по спирали, чтобы происходило перемещение тепла. Нагретый до температуры кипения фреон попадает к компрессору (вниз), а затем уходит за пределы холодильной камеры в спираль конденсатора. Там фреон постепенно охлаждается и по специальной трубке возвращается обратно в холодильную камеру к испарителю. Затем вся процедура охлаждения повторяется.
Температура в морозильной камере значительно ниже. Это возможно из-за непосредственной близости морозильной камеры к спирали испарителя и из-за ее небольших размеров (в соотношении с холодильной камерой).
Испаритель играет особую роль в устройстве холодильника. Без этой детали было бы невозможно перемещение хладагента по системе охлаждения.
Схема испарителя холодильника
Фото испарителя холодильника
Схема холодильника с компрессором и испарителем
Обозначения:
- А – Испарительный радиатор, как правило, изготовлен из медных трубок и расположен внутри камеры.
- B – Компрессорный аппарат.
- С – Конденсатор, представляет собой радиаторную сборку, расположенную на тыльной стороне установки.
- D – Капиллярная трубка, служит для выравнивания давления.
Алгоритм работы:
- При помощи компрессора (В на рис), пары хладагента (как правило, это фреон) нагнетаются в радиатор конденсатора (С). Под давлением происходит их конденсация, то есть фреон меняет свое агрегатное состояние, переходя из пара в жидкость.
- Выделяемое при этом тепло радиаторная решетка рассеивает в окружающий воздух.
- Покинув конденсатор, жидкий хладагент поступает в выравниватель давления (капиллярная трубка D). По мере продвижения через данный узел давление фреона снижается.
- Жидкий хладагент под низким давлением поступает в испарительный радиатор (А), где под воздействием тепла он опять меняет агрегатное состояние. Происходит охлаждение испарительного радиатора, что в свою очередь приводит к понижению температуры в камере.
Далее идет повторение цикла, до установления в камере необходимой температуры, после чего датчик подает сигнал на реле для отключения электроустановки.
Классификация неисправностей испарителя холодильника
Неисправности испарителя в основном сводятся к механическим повреждениям, когда затрудняется циркуляция хладагента либо имеет место разгерметизация с последующей утечкой фреона. Еще одна проблема, с которой иногда приходится сталкиваться — засор капиллярной трубки испарителя. При всех проблемах с испарителем имеет место нарушение температурного режима в холодильнике.
Классификация поломок испарителя:
- Неисправность датчика испарителя (поддержание внутри холодильника и морозильного отделения слишком высокой температуры или очень низких температур). Может возникать после короткого замыкания или скачков напряжения (подвержены любые аппараты, в том числе холодильник Индезит).
- Механические повреждения. В разных системах испарители установлены в различных местах:
- Ручное оттаивание – открытый испаритель;
- Капельное оттаивание – закрытый испаритель в задней стенке;
- Система NoFrost – отдаленный испаритель за стенкой /за перегородкой. Сложность ремонта зависит от системы оттаивания.
- Засор в капиллярной трубке испарителя. Ремонт проводится при любых видах системы оттаивания.
- Утечки в испарителе. Хладагент может испаряться из различных частей охладительной системы (в т.ч. из испарителя). Причины этого могут быть абсолютно различные: механические повреждения, поломка фильтра, разгерметизация трубок испарителя, заводской брак детали.
- Коррозия испарителя. Холодильники для продажи в России с 2004 года выпускались только с алюминиевыми испарителями. Они подвержены коррозии, что рано или поздно, но неминуемо приведет к утечке газа фреона или отказу детали. Ремонт холодильников Атлант проводится путем пайки участка, съеденного коррозией.
Как проверить испаритель холодильника на неисправности
Для каждого типа испарителей имеется набор характерных поломок. Общими можно назвать погрешности в работе в результате механического повреждения, приводящего к нарушению циркуляции фреона, его утечке. Довольно распространенная неприятность – засорение капиллярной трубки. Также приходится сталкиваться со следующими неполадками.
- Холод поступает, но испаритель не обледеневает. Так бывает при засорении системы. Конденсатор будет теплым, а фильтр-осушитель холодным.
- Охлаждение недостаточное, компрессор работает без остановок. Указывает на частичную утечку фреона.
- Не образовывается иней на отсасывающей трубке со стороны испарителя. Признак недостатка хладагента.
- Быстро нарастает снеговая шуба. Возможно, дверь закрывается недостаточно плотно, износился уплотнитель.
- Испаритель не охлаждается при работающем компрессоре. Скорее всего, засорилась капиллярная трубка.
- Самопроизвольное оттаивание испарителя. Признак замерзания влаги в капиллярной трубке.
- Сильное обмерзание испарителя. Если недавно проводилась дозаправка системы, можно предположить избыточное количество фреона.
- Высокая температура в холодильном отсеке. Предполагают попадание масла в испаритель.
- Образование воздушного пузыря на задней стенке холодильника. В запененной части произошла утечка в результате коррозии трубок.
Шумит испаритель холодильника
В этом параграфе термин шум используется в указанном выше смысле, т.е. обозначает одну из причин флуктуаций в системе управления, а не акустический шум. Рассмотрим испаритель со стабильным расходом хладагента, имеющего постоянные параметры. Условия на стороне охлаждаемой среды тоже постоянны. В таком случае условия на выходе из испарителя (перегрев) также должен быть постоянными.
К сожалению, это не всегда так. Состояние пара может меняться от влажного до перегретого. Эти изменения особенно заметны при низких расходах в каналах (для воды и хладагента), т.е. при малом перепаде давления в каналах и малом перегреве. Причины заключаются в следующем. Случайный характер турбулентного потока, особенно потока двухфазной смеси. В канал может поступить смесь с необычно большим содержанием пара, может возникнуть обратный поток и т.д. Частота возникающих колебаний тем меньше, чем меньше число Рейнольдса (пропорциональное падению давления в канале). Колебания высокой частоты могут поглощаться благодаря инерции системы, но колебания низкой частоты сохраняются на выходе системы.
В случае низкого перепада давления на стороне охлаждаемой жидкости, особенно при нисходящем потоке, возможно возникновение обратных потоков из-за обусловленной температурой разницы плотности. Разница в 1 К между номинальным и реальным перегревом, очевидно, тем существеннее, чем ниже номинальный перегрев, т.е. относительный отклик ТРВ больше при низких значениях перегрева. Большие количества масла, особенно нерастворимого, попадающего в испаритель, могут менять поверхность теплопередачи и стать источником шума.
Главным источником шума (строго говоря, это не шум) являются постоянные изменения рабочих параметров. В результате изменений рабочих параметров меняются расход, температура и давление хладагента, а также расход и температуры воды. Все это вызывает изменение перегрева на выходе испарителя, и ТРВ должен реагировать соответственно.
Причины и последствия поломки испарителя
В основном все поломки связаны с механическими повреждениями трубок и утечкой фреона. Иногда причина — износ элементов или коррозия металла, но зачастую это происходит из-за неправильных и неосторожных действий владельцев техники.
Повреждение происходит в процессе размораживания холодильника. Это небыстрая процедура, поэтому находится много желающих ее ускорить. Многие начинают отбивать лед ножом вместо того, чтобы использовать вентилятор или поставить емкости с горячей водой. В результате повреждаются стенки и трубки прибора.
Также к повреждению холодильника приводят агрессивные химические средства для мытья. Но и заводской брак тоже исключать не стоит: некачественное соединение трубок или неплотную припайку.
Главный признак неисправности — нарушение температурного режима. Появляется неприятный запах портящихся продуктов, наросты снега и льда на стенках холодильника. Чтобы холодильник окончательно не вышел из строя, проблему устраняют в кратчайшие сроки. Без испарителя прибор не будет выполнять своей главной задачи — охлаждать продукты и обеспечивать их сохранность.
Ремонт испарителя холодильника
Срочный ремонт сегодня проводится как в мастерской, так и на дому. Если есть возможность отремонтировать технику, не перевозя ее в мастерскую, — выберите этот вариант. Дополнительные перемещения не пойдут на пользу ни холодильнику, ни вашему бюджету.
Этапы замены испарителя:
- Разборка корпуса холодильника, извлечение пользовательской панели управления.
- Извлечение испарителя из трубок.
- Отпаивание от трубок старого испарителя.
- Прочистка фильтра-осушителя (перед этим происходит стравливание фреона из фильтра через специальный вентиль).
- Опрессовка системы и поиск утечки фреона с использованием прибора — течеискателя.
- Устранение неполадки. Если поломку можно устранить путем запаивания прокола испарителя, проводится спайка. Если ремонт невозможен, мастер производит замену детали.
- Проверка труб мотора-компрессора на целостность.
- Вакуумирование и осушение системы от влаги.
- Заполнение компрессора хладагентом, запуск прибора для тестовой работы.
Именно такая, перечисленная выше последовательность операций, даст гарантию того, что вновь смонтированный испаритель прослужит отведенный ему срок. Избегайте кустарного ремонта, не полагайтесь на свои силы (при отсутствии опыта и инструмента) и пользуйтесь услугами профессионалов.
Замена испарителя холодильника
Самая распространенная причина его выхода из строя — механическое повреждение. Чаще всего поломки происходят в однокамерных холодильниках, в которых испаритель по совместительству еще и морозильник.
В современных холодильниках поломки случаются гораздо реже, так как испаритель там лучше защищен. Но если такое все-таки происходит, то заменить деталь сложно — проще купить новый холодильник.
Если компрессор включается, холодильник работает, но температура в нем повышена и не снижается с помощью терморегулятора, то скорее всего испаритель вышел из строя.
Важно. Это не обязательно означает, что неисправен именно испаритель. Такие же проявления возможны при неисправности конденсатора и других поломках. Без проведения профессиональной диагностики достоверно узнать, в чем причина поломки, невозможно.
Порядок замены
В первую очередь ознакомьтесь с правилами безопасности при ремонте холодильника. Далее определите тип испарителя и приобретите новый. Для работы вам потребуется набор инструментов и оборудование для сварки трубок, хладагент и инструменты для заправки системы хладагентом.
Освобождаем холодильник от продуктов и отключаем от электропитания. Теперь можно приступать к замене прибора:
- Осторожно отпаяйте трубопровод там, где крепится испаритель, и затем снимите его.
- Присоединительные трубки освободите от старого припоя.
- Продуйте струей холодного воздуха новый испаритель и трубопроводы.
- Состыкуйте патрубки и припаяйте испаритель. Убедитесь, что система герметична и пайка выполнена качественно.
- Систему заполните фреоном до нужного уровня.
При самостоятельной замене есть определенные риски. Главный из них — сложность процесса дозаправки фреоном. Выполнить такую работу без специального оборудования нельзя, а его покупка для единоразовой замены нецелесообразна.
Если вы считаете, что прибор вышел из строя, лучше всего обратиться в службу ремонта. Только специалист выявит причину неисправности и квалифицированно сделает ремонт. Тогда вам не придется тратить время и приобретать дополнительные инструменты.
Замена в холодильнике Atlant
Эти марки холодильного оборудования оснащены красным индикатором на передней панели. Он говорит о том, что случился сбой в системе. К примеру, проблема с испарителем. В моделях Атлант до 2005 года выпуска это может произойти вследствие засорения капиллярной трубки.
Ремонт и замена испарителя холодильника осуществляется по определенной схеме. В первую очередь, надо подготовить хладагент для дозаправки, инструменты и аппарат для фреона. Замену начинают с отпаивания 2 проводящих и капиллярных трубок. Затем выполняется демонтаж. Трубки в корпусе запенены, поэтому нужно слегка очистить их ножом. После этого вставляется новый испаритель. В нем есть куски трубок для пайки и обычно капилляры необходимой длины. Она рассчитывается на основании внешнего диаметра и может достигать 6 метров. Закладка трубок в пену выполняется аккуратно. Если необходимо добавляют изгибы. Вся конструкция тщательно пропаивается, и система заполняется газом. Самое главное это правильно расположить термостат.
Замена плачущего испарителя холодильника
В основном плачущий испаритель применяется в камерах с нижним расположением морозильной камеры. Для замены испарителя в холодильнике потребуется демонтировать неисправную деталь и установить новый испаритель. Если установлен испаритель другого размера, его можно оставить, а новый закрепить на нем с помощью шурупов и предварительно срезав трубки. К фильтрующему осушительному патрону припаивают капиллярную трубку, а к патрубку низкого давления – всасывающую. Все соединения восстанавливают по схеме. После пайки и визуального осмотра в систему заправляют фреон.
Замена испарителя в холодильнике Leibherr
В некоторых холодильниках марки Leibherr может случиться проблема с датчиком испарителя. На дисплее можно будет увидеть ошибку F4 или F2 – если дисплей цифровой, а при наличии полоскового индикатора будет мигать полоска -15 или +3, либо Superfrost. Дополнительно может быть звуковой сигнал – периодичность 1 раз в 60 минут.
Замена датчика осуществляется просто. Шестигранником снимается крышка, откручивается датчик и сквозь технологическое отверстие вынимается. Установка осуществляется посредством перепаивания проводов и сборки в обратной последовательности.
Замена нагревателя
Нагревательный элемент испарителя применяется в холодильниках Stinol 104. Он предназначен для быстрого оттаивания испарителя при размораживании. Проверить работоспособность этой детали можно путем прозвона мультиметром.
Для замены его откручивают от стенок агрегата и поворачивают, не повреждая трубки. Затем испаритель откручивается и нагреватель снимается. Его отключают от проводки на особом ремонтном разъеме. Нагреватель достают и устанавливают новую деталь, подсоединяя его к цепям техники. Затем закрепляют винтами и устанавливают на место испаритель.
Главная сложность при замене испарителя – это дозаправка хладагентом. Такую работу не выполнить без специального оборудования. Это под силу мастерам сервисного центра. Именно поэтому нужно сразу вызывать специалиста. Он точно определит причину неполадки и восстановит технику на профессиональном уровне.
Пайка испарителя холодильника
Некоторые предприятия, ремонтирующие бытовые холодильники, ремонтируют испарители методом пайки. Паять алюминиевые испарители рекомендуется в случае, если произошло питтинговое (точечное) коррозийное разъедание алюминиевого листа испарителя.
Некоторые сложности пайки алюминия. Газовая пайка тонкостенных деталей (с толщиной менее 1мм), к которым относится алюминиевый лист испарителя, может вызвать прожоги и провалы потому, что при температуре 400 градусов и выше, алюминий резко теряет свою прочность.
Нагреваясь до температуры плавления, алюминий практически не меняет своего цвета, поэтому определить степень нагревания металла визуально очень сложно или даже невозможно. Для качественного выполнения данного вида работ необходимы опытные специалисты-сварщики имеющие опыт увеличенной скорости пайки.
Требуется специфическая технология пайки при наличии на паяемом металле тугоплавкой пленки окислов, которая резко отличается от основного металла по своим свойствам. Чтоб качественно запаять металл, имеющий точечную коррозию, необходимо пленку окислов разрушить. Температура плавления окислов значительно выше температуры плавления алюминия и достигает 2050 градусов, что приближается к 2060 градусам — температуре кипения алюминия. Алюминий плавится при температуре 660 градусов, а сплавы из него при еще меньшей температуре. Поэтому простое тепловое воздействие не способно разрушить пленку окислов. Другие припои, которые применяются при пайке алюминия, также ниже, чем 660 градусов. Специальные флюсы, которые применяют при пайке и сварке алюминия, разрушают тугоплавкие оксидные пленки. Флюсы составляют, в основном, хлористые и фтористые соли щелочных и редкоземельных металлов и их натуральных соединений, например креолита. Расплавленным флюсом растворяются тугоплавкие окислы алюминия, в результате получаются сложные соединения, которые легко плавятся и имеют небольшой удельный вес.
Подготовка испарителя к пайке. Перед тем, как приступить к пайке алюминиевого испарителя, его необходимо отмыть от слоя лака, которым он покрыт. Для этого он помещается в отделение мойки, где с него смывается слой лака УВЛ, применяя ацетон, смывку АФ1-1 или другие растворители. Если на испаритель нанесён слой эпоксидной смолы, то ее также необходимо удалить. Для этого испаритель помещается в специальный смывочный раствор при температуре 50-60 градусов на 30-60 минут, после чего промывают в горячей воде. Смывочный раствор готовится по одному из нижеследующих рецептов:
- фосфорная кислота — 1 мас.ч.;
- растворитель РДР — 4 мас.ч.;
- фосфорная кислота — 1 мас.ч.;
- смывка АФТ-1 — 4 мас.ч.
Предварительно места сварки очищаются от оксидной пленки алюминия и от загрязнений, которые препятствуют хорошему соединению основного материала и припоя.
Пленка окислов алюминия полностью удалить невозможно до пайки, ввиду быстрого окисления этого металла на воздухе, но та пленка, которая образуется вновь после очистки, имеет меньшую толщину и она равномерна. Старую оксидную пленку можно удалить химическим и механическим способами. Механическая очистка заключается в очистке поврежденной поверхности вручную с применением металлической щетки, которая сделана из проволок диаметром не более 0,15 мм из нержавеющей стали, при этом не допускается использование щеток изготовленных из обычной стали. Места коррозии тщательно протирают обезжиривающим средством, (возможно попадание смазочного масла), а также очищают. Присадочный материал также необходимо тщательно обрабатывать особенно, если в его состав входит алюминий. Присадочный материал может содержать гораздо больше окислов алюминия, чем место пайки. С целью уменьшения окиси алюминия необходимо при сварке пользоваться проволокой, по возможности большего диаметра – в таком случае площадь наружной поверхности уменьшается.
Пайка. При пайке применяется флюс АФ-4А, который имеет такой состав:
- хлористый калий — 50,
- фтористый натрий — 8,
- хлористый натрий — 28,
- хлористый литий — 14.
Припои применяют цинковые, кадмиево-цинковые и алюминиевые. Наиболее распространен припой 34А, проволока А1 и эвтектический силумин.
При пайке испарителя применяются бензовоздушные и газовые горелки, которые работают на бытовом газе пропане и с поддувом атмосферного воздуха. Для пайки алюминиевого испарителя не пригодно кислородно-ацетиленовое пламя.
Финишная обработка места пайки. По завершении пайки немедленно и тщательно удаляются остатки флюса, промывается место пайки в горячей воде с использованием волосяной щетки. После этого обрабатывается 2-х процентным раствором хромового ангидрида на протяжении 2-5 минут при достаточно высокой температуре 60-80 градусов.
Засор испарителя холодильника
Капиллярная трубка – это не та, что используется в дренажной системе для вывода наружу воды в холодильниках с “плачущими” испарителями. Она идёт от сливного отверстия в холодильной камере до ёмкости для сбора конденсата. А капиллярная трубка холодильника является частью системы циркуляции хладагента и поэтому имеется во всех агрегатах, независимо от используемой технологии.
Засорение трубки возможно из-за неисправности фильтра-осушителя, который не задерживает механические примеси. Засор может образоваться после замены сгоревшего двигателя компрессора, если не была прочищена система охлаждения.
Некачественный ремонт контура охлаждения также становится причиной засора. В хладагент возможно попадание частичек загустевшей смазки из компрессора, которые вызовут закупорку трубки, так как её внутренний диаметр в разных моделях составляет от долей до 2 мм
Назначение капилляра и его расположение
Для понимания природы поломки и почему её последствия катастрофичны – необходимо иметь представление об устройстве системы охлаждения в рефрижераторе. За счёт давления, создаваемого компрессором, фреон нагревается и в газообразном состоянии подаётся в конденсатор (решетчатая конструкция, закреплённая сзади холодильника).
После охлаждения хладагент становится жидким и, пройдя очистку в фильтре-осушителе, через капиллярную трубку попадает в испаритель морозильной камеры. Попадая из малого в большой объём хладагент вскипает и становится холодным.
Забрав тепло из морозилки, фреон направляется в испаритель холодильной камеры, а оттуда уже в виде газа по обратному трубопроводу возвращается в компрессор, на всасывающей стороне которого поддерживается отрицательное давление порядка -0,07 -0,08 МПа.
Особенностью размещения капиллярной трубки является то, что она помещена внутрь обратного трубопровода. За счёт тепла капилляра он нагревается и при нормальной работе не обмерзает. Однако такая конструкция делает затруднительной замену капилляра, поэтому некоторые мастера просто наматывают его на обратную трубу, запаивая отверстия, в которые он вставлялся.
На схеме показано, что капилляр (5) впаян в обратный трубопровод (8). Такая схема работы даёт теплообмен, именно потому нет обмерзания. Капиллярная трубка – это одна из важных деталей в любом холодильнике. Это, другими словами – трубопровод, благодаря которому в испаритель идёт подача фреона. Капиллярная трубка стабилизирует давление в приборе, снижая нагрузку на мотор.
Признаки засорения капиллярной трубки
При засоре через трубочку проходит недостаточный для нормальной работы объём фреона, поэтому компрессору приходится работать с повышенной нагрузкой. В результате двигатель перегревается и может выйти из строя. Чтобы не пришлось менять ещё и компрессор нужно сразу устранять засор, как только появятся его признаки:
- недостаток холода в морозильной камере;
- высокая температура в холодильной камере;
- на задней стенке намерзает лёд;
- наледи нет, но стенка постоянно покрыта обильной влагой, а холодильник работает не останавливаясь.
Однако подобные признаки возникают и при других неисправностях:
- дверка из-за перекоса закрывается неплотно или на ней от старости треснула резинка;
- в холодильниках с системой No Frost сгорел ТЭН размораживания испарителя;
- утечка фреона из треснувшего трубопровода или испарителя;
- поломка терморегулятора.
Поэтому прежде, чем грешить на капилляр, следует выяснить истинную причину поломки.
Устранение засора
От засора не застрахован ни один холодильник. Особенно часто от этого недуга страдают агрегаты, произведённые в Белоруссии. Однако и у брендовых моделей, например, Либхер или LG после нескольких лет безупречной работы эта неприятность случается.
Поскольку для полноценного ремонта помимо инструментов нужно знать, как сделать качественную пайку меди (капилляр) с алюминием (испаритель), а также потребуется запас фреона и специальное оборудование, чтобы заправить систему, устранить неисправность своими силами вряд ли получится.
Но посмотреть видео о том, как сделать продувку или замену капилляра будет полезно. Однако чтобы не переплачивать мастеру за то, чего он не делал нужно знать, какими способами можно сделать ремонт:
Без очистки капилляра. Если удалось определить место засора, и оно находится рядом с входом хладагента в трубку, то этот участок вырезается, а место среза соединяют с выходом фильтра-осушителя. В случае, если закупоривание находится на значительном расстоянии от фильтра (от сухопарника) – этот метод неприемлем, так как даже в условиях хорошо оснащённой мастерской срастить капилляр без уменьшения внутреннего – не всегда удаётся.
Продувка трубки сжатым азотом с помощью специального пресса. Струя азота направляется в сторону, противоположную движению хладагента.
Капилляр отрезается от фильтра и к нему припаивают медную трубку диаметром 6 мм. Получившийся патрубок соединяют резиновым шлангом, предварительно залив в него 10 кубиков растворителя, с нагнетательным штуцером стороннего компрессора. Затем нужно включить его и дождаться, когда давление поднимется до 25 атмосфер, после чего отключить. Если с первой попытки устранить засор не удалось, процедура повторяется. Порой для достижения успеха приходиться повторять её до 30 раз.
Если после продувки капилляра признаки засора остались, придётся снять испаритель, если позволяет конструкция агрегата, и поместить в горячую воду. После прогрева его продувают и устанавливают на место.
Если ни один из перечисленных методов не принёс результата, капиллярную трубку заменяют, сняв засорённую. Её параметры должны соответствовать модели ремонтируемого холодильника. Для агрегатов отечественного производства найти нужный капилляр не составит труда, а к импортным моделям, например, Либхер – затруднительно.
Возможно, придётся обращаться к производителю. Заодно можно заказать новый фильтр-осушитель, так он чаще всего становится причиной засора. Если его не заменить, то даже после качественной очистки системы она может быстро закупориться вновь.
Расчет испарителя холодильника
Расчет испарителя морозильной камеры
Исходные данные для расчета: температура кипения хладагента в испарителе Ти=-23,5°С, температура воздуха на входе в испаритель Тв1=32°С, температура воздуха на выходе из испарителя Тв2=-18°С, коэффициент теплопередачи К=12 Вт/м•К, тепловая нагрузка на испаритель Q=155,74 Вт.
Определяем среднюю логарифмическую разность температур:
Определяем площадь теплопередающей поверхности теплообмена:
F =Q/(K?tm)=155,74/(12*14,8)=1,16 м2
Расчет испарителя холодильной камеры
Исходные данные для расчета: температура кипения хладагента в испарителе Ти=-23,5°С, температура воздуха на входе в испаритель Тв1=32°С, температура воздуха на выходе из испарителя Тв2=5°С, коэффициент теплопередачи К=12 Вт/м•К. Тепловая нагрузка на испаритель Q=182,66 Вт.
Определяем среднюю логарифмическую разность температур:
Определяем площадь теплопередающей поверхности:
F =Q/(K?tm)=182,66/(12*14,8)=1,03м2
Расчет капиллярной трубки
Подбор капиллярной трубки для испарителей производим в программе DanfossCapillaryTubeSelector.
Для линии с испарителем морозильной камеры и линии с испарителем холодильной камеры при температуре кипения хладагента Ти=-23,5°С, температуре конденсации хладагента Тк=43,5 °С, с тепловой нагрузкой на испаритель морозильной камеры Q=155,74 Вт и на испаритель холодильной камеры, температуре сухого перегретого пара на входе в компрессор 6,5 °С выбрана капиллярная трубка длиной L=1,85 м, внутренним диаметром d=0,80 мм, скоростью истечения v=12,2 л/мин.
Температура испарителя холодильника
В бытовых холодильниках можно выделить один принцип их диагностики, и в отличии от стиральных машин, которые диагностируются по методу выявления этапа из цикла стирки, на котором происходит сбой, в бытовых холодильниках основной показатель их справности или нарушения работы это температура.
Температура (от лат. Temperatura — надлежащее смешение, нормальное состояние) — физическая величина, характеризующая термодинамическую систему и количественно выражающая интуитивное понятие о различной степени нагретости тел (википедия:)
Таким образом из этого умного определения можно вынести хорошее высказывание «нагретость» именно тепло, переносит наша «термодинамическая система» (Бытовой холодильник), значит холодильник не холодит а нагревает, да холодильник это паразитный процесс, по сути происходит процесс нагрева конденсатора (черный радиатор на задней части), а низкая температура испарителя (устройство во внутренней части холодильника, которое поглощает тепло или «холодит») это всего лишь следствия того, что для нагрева конденсатора нужно где-то брать это самое тепло.
Как и любая система — холодильник, это довольно долговечная система способная работать бесконечно долго, пока будет возбудитель реакции — компрессор, создающий разность давлений и тем самым заставляющий циркулировать хладагент, в процесс циркуляции теплоноситель (хладагент) переносит тепло из морозильной (холодильной) камеры в конденсатор.
Температурные режимы — у каждого бытового холодильника есть цикл работы, который состоит из периода работы и отдыха, а так же из величин нагрева конденсатора и испарителя (-20 это тоже температура нагрева) принято считать, что идеальная температура нагрева конденсатора в начале (у компрессора) + 55 градусов, на конце (у фильтра осушителя) +45 градусов, при этом контур испарителя должен быть температуры от +10 до +20 градусов на входе компрессора и до -25 градусов на входе в испаритель капиллярной трубки.
Исходя из этих величин можно сделать вывод о методиках диагностики бытового холодильника.
Данные в таблице приведены ознакомительные и могут отличаться от ваших, несут под собой задачу облегчения понимания процессов диагностики.
Как заметили любая неисправность связана в первую очередь с повышением температуры в испарители, стоит заметить, что в данной статье не представлены неисправности системы No Frost и неисправности термостатов, клапанов распределения потока хладагента и прочие неисправности не относящиеся к количеству и порядку циркуляции газа в системе.
Для определения между двумя неисправностями «Потеря производительности компрессора» и «Частичная утечка хладагента» нужно знать давление на нагнетании и «всосе». При потере производительности компрессора он не может нагнать давление выше 50-100 PSI (3-6 атмосфер) , хотя должно быть порядка 150-200 PSI (10-12 атмосфер).
Также, в таблице не представлена неисправность «Полная утечка хладагента», так как я думаю и так понятно, что при данной неисправности температуры неизменны от температуры окружающей среды.
Обмерзание испарителя холодильника
При обмерзании испарителя понижается давление всасывания, так как изолирующие свойства льда понижают теплопередачу. Причины обмерзания испарителя:
- Загрязнен воздушный фильтр.
- Загрязнен испаритель.
- Загрязнен конденсатор.
- Загрязнен или неисправен ТРВ.
- Утечка хладагента.
- Слишком низкое давление всасывания.
- Слишком низкая температура рециркуляционного воздуха.
- Сопротивление в линии циркуляции хладагента.
- Неисправность четырехходового клапана.
- Неисправность датчика температуры.
- Неисправность вентилятора испарителя.