Ремонт холодильников:
В Москве:
+7 (495) 324-67-85
В Санкт-Петербурге:
+7 (812) 604-57-64
- 1. Хладагент и его свойства
- 2. Влияние фреона на человека
- 3. Что работает в современных холодильниках
- 4. Устаревшие хладагенты из 19 века
- 5. Как определить, каким фреоном заправлен холодильник?
- 6. Сколько грамм фреона в контуре
- 7. Роль фреона в работе холодильника
- 8. Где расположен хладагент в холодильном оборудовании?
- 9. Причины утечки фреона и диагностика неисправности
- 10. Порядок выполнения работ по замене фреона
- 11. Когда нужно заправлять холодильник фреоном
- 12. Проблемы, которые могут возникнуть при самостоятельной заправке
Хладагент и его свойства
Холодильный агент (хладагент) — это рабочее вещество холодильной машины, которое при кипении и в процессе изотермического расширения отнимает теплоту от охлаждаемого объекта и затем после сжатия передаёт её охлаждающей среде (воде, воздуху и т. п.).
Хладагент является частным случаем теплоносителя.
Основными холодильными агентами являются аммиак, фреоны (хладоны), элегаз и некоторые углеводороды. В случае использования в криостатах такими газами являются азот, водород, гелий. Это не касается появившихся в последнее время компрессионных криостатов, способных охлаждать до температур ниже 120°С без применения жидкого азота, как это было принято последние сто лет. В качестве холодильного агента при создании оксиликвита используется кислород. Он же служит окислителем.
Принципиальной разницей в использовании холодильных агентов в виде азота, гелия и т.д. является то, что жидкость расходуется и испаряется(как правило, в атмосферу). В холодильных машинах фреон или аналогичный газ ходит по кругу, сжимаясь при помощи компрессора, сжижаясь в конденсаторе, испаряясь в испарителе.
В подавляющей части бытовых холодильных агрегатов, в качестве хладагента применяют газ фреон. Это вещество – смесь этана и метана в определенных концентрациях. Внутри охладительного контура хладагент способен находиться в двух агрегатных состояниях – жидком и газообразном.
Справка! Применяется порядка 40 разновидностей хладагентов, но в холодильном бытовом оборудовании используют исключительно те виды, которые не несут опасности для окружающей среды и человеческого здоровья.
Фреон используется не только в охладительных конурах холодильников, но также его применяют для заправки таких устройств:
- средств пожаротушения;
- заправки кондиционеров;
- косметических аэрозолей;
- медицинских распылителей.
Также, фреон присутствует в составе определенных разновидностей лакокрасочных материалов и монтажной пены. Это вещество не обладает запахом и цветом, из-за этого выявить его утечку в воздух невозможно. Определить наличие неисправности охладительной системы возможно исключительно по субъективным признакам – снижению охлаждения плохой или отсутствующей заморозке, конденсату на стенках внутри агрегата. В рамках производства бытовых приборов используются или применялись ранее такие наименования хладагента:
- Изобутан – R600a – обладает природным происхождением и поэтому не разрушает озоновый слой атмосферы, но способен взрываться при концентрации, превышающей 31 г/м3, в холодильнике применяется в малых концентрациях, которые не может стать причиной взрыва.
- Тетрафторэтан – R134a – не содержит хлор и является безопасным веществом. Этот хладагент не обладает запахом и цветом, характеризуется инертностью к окружающей среде, а при отрицательных и плюсовых температурах не склонен к воспламенению. Озоновый слой планеты не разрушает.
- Дифторхлорметан – R22 – использовался в холодильных бытовых установках старого образца. Запах явный, как у хлороформа, озоновый слой разрушает, но менее, чем дифтордихлометан. Распадается на вещества с повышенной токсичностью при температуре до 250 ̊С или контакте с открытым пламенем.
- Дифтордихлорметан – R12 – к применению в современных бытовых приборах воспрещен с 2010 г. Запах сладковатый, как у эфира, не воспламеняется в бытовых условиях, взрывоопасен при температуре, превышающей 330 ̊С, если концентрация свыше 30% в воздухе, становится причиной удушья.
Узнать, какой вид фреона был использован в конкретном холодильном оборудовании возможно, ознакомившись с информацией в инструкции по эксплуатации или прочитав эти сведения на ярлыке к компрессору. Современные разновидности холодильных шкафов и морозильных камер заправляются или изобутаном ( R600a), или тетрафторэтаном (R134a), которые не несут опасности в случаях утечек.
Влияние фреона на человека
Если говорить кратко, то влияние фреона на человека — вредное. Но только с оговорками. Небольшие концентрации хладона, циркулирующего в закрытых контурах, не оказывают на людей губительного воздействия, даже если происходит утечка. Причем такие соединение не представляют опасности при любом контакте — при попадании жидкости на кожу, при вдыхании паров хладагента. Причина — слишком ничтожное количество вещества.
Однако совершенно по-другому сказывается на организме очень длительное, регулярное отравление большими объемами хладагента. В этом случае последствия для человека могут быть достаточно серьезными. Как правило, в быту такие угрожающие условия создать невозможно. Крупные утечки происходят только на производстве.
Примеры — заводы по изготовлению красок и лаков, косметическая, фармацевтическая промышленность, изготовление огнетушительных смесей, пенопластов, растворителей. На этих производствах разновидности фреона играют роль пропеллентов — веществ, которые создают давление внутри баллона с аэрозолем.
Поскольку хладон не имеет запаха, определить, что произошла утечка фреона из холодильника, не представляется возможным. Косвенным признаком мини-аварии в этом случае становится сильное нагревание агрегата. При удалении доли хладагента температура в системе неумолимо повышается. Это и провоцирует перегрев прибора. Признаком неисправности оборудования станет и состояние продуктов в холодильнике. Срок их хранения заметно сократится.
Чистый фреон-газ не представляет угрозы, он не имеет канцерогенных свойств. При попадании в организм он частично всасывается в кровь, но выводится практически в неизмененном виде. Гораздо большую опасность несет в себе другое агрегатное состояние — жидкость. Если при попадании на кожу серьезных последствий, она, как правило, не вызывает, то пероральный прием (проглатывание) уже опасен.
Что работает в современных холодильниках
Производители используют следующие хладагенты: R12, R22, R134a, R600a. Узнать, какой из них циркулирует в вашем холодильнике можно в технических характеристиках агрегата или взглянув на компрессор (тут есть бирка с указанием типа фреона). Сразу отмечу, что тот объем, который циркулирует по контуру не может вызвать пожаро-, взрывоопасную ситуацию или взрыв.
Однако, потенциальный вред все равно есть:
- R12 – дифтордихлорметан почти не используется в современной технике. Хладагент можно встретить только в старых холодильниках типа пузатого Зила. Это невзрывоопасный бесцветный газ, не горючий. Есть легкий эфироподобный запах. Впрочем, эта штука очень вредна для окружающей среды, так как разрушает озоновый слой (этот факт полностью не доказан и по сегодняшний день). Опасность для человека может возникнуть только в высокой концентрации: если объем газа в воздухе превысит 30%, есть риск удушья. Однако, даже если весь хладагент покинет контур холодильника, он не вызовет такой концентрации. Можно добавить, что при t свыше 300 градусов фреон начинает выделять токсические вещества, но и это маловероятно в быту;
- R22 – тоже дифторхлорметан. Понятно, что сегодня он работает только в старых моделях, хотя ранее был очень распространен. Хладагент R22 – это легкий газ, без цвета, но с еле уловимым запахом хлороформа. Он не взрывоопасен, не горюч, не так вреден для озонового слоя, как предыдущий товарищ. Потенциальный вред в том, что при воздействии высокого пламени разлагается на токсичные продукты. По сути, чтобы ощутить всю ядовитость фреона нужен пожар с нагревом свыше 250 градусов;
- R134a – тетрафторэтан широко применяется в бытовых холодильниках. Это практически первый фреон, в котором отказались от использования хлора. По характеристикам это бесцветный нетоксичный газ. Плюс в том, что он не воспламеняется и не взрывается при любых значениях температуры. Эта штука абсолютно безопасна, даже для многострадального озонового слоя (привет защитникам планеты). Минус в том, что он работает в паре с синтетическим маслом, что часто приводит к засорению капиллярного трубопровода;
- R600a – изобутан. Пожалуй, этот хладагент знает каждый, так как именно он применяется в большинстве современных холодильников. Он не разрушает озоновый слой, но этот природный газ коварен, – в высоких концентрациях при контакте с воздухом он становится взрывоопасным. Только хочу предупредить, что это должна быть очень высокая концентрация. Порог взрывоопасности для изобутана – 1.3%. Для этого на каждый м3 помещения должно приходиться по 31 г хладагента, в пересчете на всю стандартную кухню – это около 400 г. В любом холодильнике фреона не больше 100-200 г. Потенциальный риск возникнет только тогда, когда в абсолютно герметичном помещении произойдет утечка сразу в 2-4 холодильниках.
Можно сказать, что в тех объемах, которые работают в современной технике и при комнатной температуре хладагенты не несут вреда для человека. Однако, на фоне утечки не надо пренебрегать проветриванием.
R12
Данный фреон был первым, используемым в компрессионных холодильных бытовых машинах. Все советские холодильники, такие как Донбасс, Зил, Днепр и тд. использовали R12 в качестве рабочего вещества. Этот фреон отличался хорошими показателями эффективности работы. Но по итогам Монреальского протокола 1987 года R12 был запрещен как фреон использующийся для бытовых холодильников из-за разрушения озонового слоя Земли. Кстати, данный факт так и небыл полностью доказан, а многие ученые склоняются к мнению, что вред фреона R12 для озонового слоя откровенная ложь, с целью введения на рынок более дорогих хладагентов. Но имеем что имеем- с 2010 года на украинском рынке уже было нельзя встретить холодильники работающие на данном хладагенте.
R134A
На замену, разрушающего озоновый слой, фреона, пришел тетрафторэтан. Особенностью данного газа являлось то, что компрессора бытовых холодильников, работающих на этом хладагенте, имели синтетическое масло в своем составе. Также R134A плохо растворяет масло и тем самым не обеспечивает достаточный возврат его с испарителей в компрессор. Это приводит, как правило к засорению капиллярного трубопровода и к капитальному ремонту холодильника. Поэтому производители бытовых холодильников уже давно отказались от использования данного фреона. Но к счастью ремонтных организаций, такие холодильники до сих пор довольно часто встречаются в обиходе.
R600A
Изобутан- новый революционный вид хладагента, позволивший перейти холодильникам на класc А энергопотребления. Холодильники работающие на данном фреоне могут похвастаться низким уровнем шума и низким энергопотреблением. Это было достигнуто благодаря использованию компрессоров пониженной мощности, работающих так сказать на вакууме, тоесть на всасывающей стороне компрессора давление ниже атмосферного. Особенностью данного фреона является его взрывоопасность, но в системе холодильника его настолько мало, что это не представляет никакой опасности. При проведении ремонта в холодильниках использующих фреон R600A нужно соблюдать специальные правила противопожарной безопасности.
Экологические преимущества R600a
- В нем отсутствуют синтетические компоненты;
- уменьшенный уровень шума БХП;
- не имеет свойств разрушения озонового слоя (коэффициент (ODP = 0);
- низкий потенциал влияния на парниковый эффект (GWP = 0,001).
Термодинамические преимущества R600a
- Имеет более высокий (например, чем у R12) холодильный коэффициент, что уменьшает энергопотребление БХП;
- углеводороды (изобутановые и пропан-бутановые смеси) могут быть применены в существующих конструкциях компрессоров.
Эксплуатационные преимущества R600;
- Относительно устойчивый газ (расчетный срок службы в составе БХП — более 20 лет);
- является чистым (простым) веществом;
- хорошо растворяется в минеральном масле;
- имеется возможность использования в смесевых хладагентах (С1=R152+R600a; R290/R600a; M1LE=R22/R142b/R600; R218/R600a). Это позволяет добиться параметров смесевого хладагента близких, например, к ранее применявшемуся R12. В свою очередь, такая замена позволяет упростить процесс ретрофита (перевод существующего оборудования для работы с озонобезопасными хладагентами) систем;
- природные углеводороды, как хладагенты, не находили широкого применения в БХП из-за повышенной пожарной опасности.
В современных конструкциях эту проблему решили благодаря уменьшению дозы заправки до таких объемов, которые практически не могут привести к пожару. Доза заправки бытовых холодильников и морозильников столь мала, что даже при внезапной и полной утечке хладагента из агрегата, его концентрация на кухне объемом 20 м3 будет ниже порога горючести в десятки раз.
Экономические преимущества R600a
- Масса хладагента, циркулирующего в холодильном агрегате при использовании изобутана, значительно меньше;
- имеются заводы по выпуску изобутана товарного количества (применительно к России, фракции изобутана производят Туйма-зинское и Шкаповское производства);
- самые экономичные холодильники с классами энергопотребления А+ и А++ работают на R600a.
Термодинамические недостатки R600a
- Низкая растворимость в воде (0,03 г/л при 20°С);
- не вступает с водой в химические реакции;
- низкая удельная объемная хо-лодопроизводительность (в 2 раза ниже, чем у R12).
Эксплуатационные недостатки R600a
- Практически не позволяет произвести ретрофит существующего оборудования без значительных изменений в конструкции холодильного агрегата и электрооборудования БХП;
- газ без цвета и запаха, что затрудняет его обнаружение;
- ввиду того что изобутан тяжелее воздуха, при скоплении внутри помещения он способен вызвать асфикцию (удушающие свойства);
- взрывоопасен,заправку этим хладагентом могут производить только специалисты сервисных центров, прошедших специальную подготовку по работе с R600a. Это свойство накладывает ограничения на ремонт подобных приборов за пределами специализированных мастерских.
Экономические недостатки R600а
- Необходимость применения принципиально нового парка дорогостоящего эксплуатационного и ремонтного оборудования;
- необходимость вести разработки с учетом пожароопасности хладагента.
R-290
Под маркировкой фреона R290 скрывается обычный пропан. С недавних пор его начали рассматривать как альтернативу традиционным хладагентам. Характеристики хладагента R290 позволяют использовать его в бытовых и коммерческих холодильных установках.
Потенциал разрушения озонового слоя ODP у хладагента R290 – 0. Потенциал глобального потепления GWP – 3. Он используется с полиолэфирными синтетическими маслами. По своим характеристикам и химической активности схож с R600a.
В 1994 году начался выпуск бытовых холодильников на хладоне R290 или его смеси с R600a. В Германии было выпущено более 1000 штук. С тех пор их активно выпускают следующие страны:
- Аргентина;
- Бразилия;
- Индия;
- Китай;
- Турция;
- Чили.
R-1234yf (2,3,3,3-тетрафторэтан)
Этот хладагент пришел на смену R134a и является его модификацией. Химическое отличие в расположении атомов. У обоих фреонов озоноразрушающий потенциал слоя ODP равен 0. Потенциал глобального потепления GWP у хладагента R1234yf равен 4. Это в 350 раз меньше, чем у R134a.
R1234yf используют для заправки кондиционеров в автомобилях новых марок. Со временем R134a уйдет с рынка согласно Киотскому протоколу. Есть большая вероятность, что R-1234-yf будут использовать в холодильниках и морозильных камерах.
По американскому законодательству газ изобутан (R-600a) запрещено использовать в холодильниках. Причина – его горючесть. Поэтому, когда R134-a запретят, альтернатив будет немного. К тому же, оба хладагента взаимозаменяемые.
Устаревшие хладагенты из 19 века
С 19 века в холодильниках и морозильных камерах использовали хладагенты исходя из эффективности и доступности. Но они были токсичными и вызывали отравления при утечках. Всего применяли три газа:
- R-717 (Аммиак);
- Диоксид серы;
- R-40 (Хлорметан).
Некоторые производители выпускали холодильное оборудование на этих газах до 70-х годов 20 века. Но большинство перешло на более современный (на то время) хладон R12.
Как определить, каким фреоном заправлен холодильник?
Неважно, какой холодильник у вас – LG, Индезит, Атлант, Орск, Samsung, Стинол, Бирюса или другой. В 95% случаев используется два варианта хладагента: R600a или R134a. Узнать, какой из них заправлен, можно на специальном шильдике (см. фото).
Шильдик с видом и массой хладагента в холодильнике.
Этот шильдик располагается на внутренних стенках холодильника. Обычно со стороны, в которую открывается дверца. Реже он наклеивается на заднюю панель, за ящики для овощей. Еще реже – с тыльной стороны холодильника. Нередко такой же шильдик клеят на компресор.
Сколько грамм фреона в контуре
Каждый холодильник имеет свою конфигурацию контура и количество газа в разных моделях даже одного и того же производителя различается.
Максимально точно вес хладона указывается на шильдике, который обычно находится сзади шкафа или на табличке данных компрессора. Также эта информация имеется и в документации на холодильник. Но довольно часто, после окончания гарантии, владельцы выбрасывают или “прячут” руководство пользователя и все остальные документы на холодильник в неопределенное место, а шильдики на корпусе рефрижератора со временем исчезают в неизвестном направлении.
В таких случаях, даже несмотря на то, что точную информацию восстановить навряд-ли удастся, можно с довольно высокой точностью определить сколько должен весить фреон в холодильнике вашей модели. Для этого объем камер в литрах разделяют на 2. В результате получается требуемое количество хладагента в граммах.
Еще один способ – заправка холодильника фреоном по давлению в точке всасывания. Оно должно составлять до 0,3 атм. Но надо учитывать, что последний годиться для холодильников, в которых в качестве хладагента используется только фреон.
Роль фреона в работе холодильника
Хладагент используется для снижение температуры. Достигается это путем циркуляции в замкнутой системе компрессора и конденсатора. Она в свою очередь состоит из двух контуров – внешнего и внутреннего. На малом круге фреон находится в сжиженном состоянии, вбирая в себя тепловую энергию. В ходе химической реакции хладагент становится газообразным и направляется на внешний контур. Там проходит через компрессор и испаритель, выделяя тепло и возвращаясь в жидкую форму.
не все холодильники можно заправить фреоном, чтобы понять чем заправить холодильник нужно тщательно изучить рекомендации.
Бесконечное повторение циклов позволяет снизить температуру во внутренних камерах холодильника. При правильной работе контур постоянно направляет тепло во внешнюю среду. Нарушение герметичности системы приводит к утечке и повышению температуры внутри. Это единственный признак неисправности, так как фреон не имеет цвета и запаха.
Где расположен хладагент в холодильном оборудовании?
Фреон присутствует в испарителе камер, который является системой трубок – в них циркулирует хладагент в жидком агрегатном состоянии. Фреон поглощает тепло, взамен высвобождая холод, и из-за этого температурные показатели воздуха в непосредственной близости к трубопроводу стремительно падают. Циркуляцию газа по охладительному контуру обеспечивает компрессор. В ходе поглощения тепла, жидкий фреон переходит в газообразное состояние. Газ поступает в компрессор, в котором происходит смена агрегатного состояния в обратном порядке – из газообразного в жидкое. Из компрессора хладагент попадает в конденсатор. В связи с тем, что трубопровод, по которому циркулирует хладагент, находится в непосредственной близости к стенкам камер, воспрещено производить следующее:
- осуществлять очистку камеры режущими и острыми предметами;
- устанавливать агрегат вблизи приборов отопления и радиаторов;
- допускать падение льда и продуктов на дно испарителя;
- выполнять влажную очистку камер горячей и теплой водой.
Неверное размораживание морозильной камеры становится причиной разгерметизации испарителя, что в собственную очередь, ведет к утечкам хладагента (вещество из жидкого агрегатного состояния моментально переходит в газообразное и испаряется). В зоне этой утечки образуется снежный налет, но других эффектов – шипения и подобного – не наблюдается.
К нарушениям работы испарителя ведет откалывание ледяных кусков и снежной толщи с морозильника. Также, повредить трубопровод способно отпадание значительных ледовых кусков на дно охладительного контура в ходе оттаивания морозилки. Когда присутствуют подозрения, что произошла утечка хладагента, требуется обратиться за помощью в сервисный центр и произвести ремонт агрегата.
Внимание! В современных холодильных бытовых приборах применяют до 200 г фреона и поэтому утечка не несет опасности для человеческого здоровья. Объем хладагента также указывается на бирке компрессора.
Заправлять фреоном холодильный шкаф допустимо исключительно в случаях, когда присутствует необходимое оборудование и навыки. Для восполнения объема хладагента нужна специализированная установка – компрессорная станция с манометрами низкого и высокого давления. Непосредственно для заправки используется манометр низкого.
Перед подсоединением заправочного оснащения к холодильному агрегату и баллону нужно перекрыть краны – как на станции, так и на баллоне с хладагентом. Объем фреона контролируем согласно меткам на цилиндре заправки. До начала наполнения охладительного контура хладагентом, при помощи течеискателя, определяем места, где присутствуют пробои. Перед запайкой трубопровода спускаем весь объем хладагента при помощи вакуумного насоса. Если повреждения контура значительные, то паять бессмысленно – покупаем новый испаритель. По завершению устранения неисправности, патрубки заправочной станции подключаем в следующем порядке:
- левый – к клапану Шредера (на компрессоре);
- центральный – к баллону от цилиндра;
- правый – к насосу.
Заправка требует высокой концентрации внимания и строгого следования правилам техники безопасности, в том числе – противопожарной. Манипуляции осуществляются исключительно в хорошо вентилируемом помещении.
Причины утечки фреона и диагностика неисправности
Главная причина утечки хладагента — нарушение герметичности холодильного контура. Среди причин такой ситуации отмечаются следующие:
- Механическое воздействие. Например, повреждение при погрузке/разгрузке холодильника.
- Выход из строя компрессора. В таком случае всегда требуется полная замена хладагента.
- Неправильная установка отдельных элементов холодильного контура. Во время эксплуатации они могут ослабевать, а фреон начнет вытекать через образовавшиеся трещины.
- Попадание влаги или частиц отработанного машинного масла внутрь капиллярных трубок. Использование фильтра-осушителя не решает данную проблему, поэтому требуется проводить вскрытие контура и полную замену фреона.
Он наносится на поверхность трубок и места соединений. Подается небольшое давление. В местах утечки фреон начнет пузыриться. Следует помнить, что обрабатывать мыльным раствором весь контур не рекомендуется из соображений безопасности.
Если все мероприятия не помогли установить место протечки хладагента, то используется течеискатель. Нужно знать, что отдельно взятый прибор способен определить течь конкретной марки фреона. Универсальность течеискателя заключается в том, что он поможет не только установить место утечки до заправки, но и исключить их после проведенных работ.
Помимо восстановления герметичности системы и дозаправки хладагента, нужно проверить состояние других элементов. Чаще всего выход из строя одного узла провоцирует повышенную нагрузку и быстрый износ других. Если не устранить все причины, провоцирующие нарушение герметичности, то в скором времени велика вероятность повторной поломки.
Среди дополнительных признаков, свидетельствующих о нарушении герметичности или недостаточности фреона в системе, стоит отметить следующие:
- Повышение температуры в камере хранения продуктов.
- Отсутствие или существенное сокращение перерывов в работе холодильника.
- Непрерывная работа компрессора.
- Появление конденсата.
- Образование неприятного запаха, который не имеет отношения к испорченным продуктам.
- Формирование снега или льда на испарителе.
- Наличие коррозии на корпусе.
Порядок выполнения работ по замене фреона
Перед тем, как начать заправку холодильника фреоном, нужно изучить правила безопасности и подготовить все необходимые инструменты.
Необходимые инструменты и материалы
Перед началом ремонтных работ нужно подготовить следующие материалы и инструменты:
- Хладагент. Вид и количество этого вещества должны совпадать с характеристиками ремонтируемого устройства. Информацию можно найти на наклейке компрессора. Газ поставляется в баллонах, куда его заливают под высоким давлением.
- Вакуум-насосная станция. Этот аппарат позволяет произвести очищение охлаждающего контура и закачку хладона. Вакуум-насосную установку можно взять в аренду, покупка оборудования требует больших материальных затрат.
- Точные весы. Инструмент потребуется для получения нужного количества хладона. Особенно важен точный расчет при использовании охлаждающего вещества R600. Ошибка в несколько грамм может привести к некорректной работе холодильника. Для взвешивания хладагента баллон перед началом заправки ставят на весы. При закачке следят за изменением веса и вовремя перекрывают кран подачи.
- Сварочный аппарат. Также потребуется для восстановления целостности поврежденных мест трубки и заправки фреона. Тип флюса подбирается в зависимости от материала охладительной системы.
- Течеискатель. Инструмент используется для обнаружения мест повреждения трубок. Если заполнение холодильной установки фреоном является заключительным этапом ремонта, приобретать течеискатель не нужно.
- Фильтр-осушитель. Эту деталь заменяют после каждой разгерметизации системы. В противном случае, в контуре охлаждающей системы остается влага, которая приводит к засорению капилляров.
- Клапан Шредера. Этот элемент нельзя заменять автомобильным ниппелем. Клапан отличается двусторонним характером работы. Это позволяет создавать в системе как вакуум, так и высокое давление. Простой ниппель таких свойств не имеет.
- Газообразный азот. Используется для прочистки контура. Если давление в баллоне выше 5 атмосфер, используется редуктор.
Меры безопасности при работе
Если ремонтные работы будут выполняться в домашних условиях, необходимо понимать, что закачка хладагента — занятие, сопряженное с некоторыми рисками. Заправляя холодильник своими руками, нужно соблюдать следующие правила:
- Устройство перед началом работ отключают от сети электропитания.
- При замене охлаждающего вещества отключают все нагревательные приборы. Нельзя курить возле ремонтируемого устройства. Это может привести к воспламенению и даже взрыву.
- Работы выполняются на отдельной площадке. Оборудование рекомендуется заземлить.
- При пайке соединений придерживаются правил пожаробезопасности.
- Помещение, в котором проводились ремонтные работы, после закачки и удаления газа проветривают в течение 15-30 минут. Фреон лишен запаха, однако он может оказывать негативное влияние на организм человека.
- Газ приобретают только у проверенных поставщиков, дающих гарантию на продукцию.
- Перед испытанием холодильной установки проверяют герметичность контура.
Диагностика и устранение проблемы
Отсутствие хладагента может способствовать быстрому износу элементов холодильника. Нарушение теплообмена приводит к снижению качества хранения продуктов и появлению неприятного запаха. Поэтому нужно уметь определять признаки утечки и устранять их. При осмотре холодильника обращают внимание на следующие моменты:
- наличие на стенках морозильной камеры снежной шубы, быстро появляющейся после разморозки;
- повышение температуры в камере;
- снижение длительности перерывов в работе мотора;
- непрерывная работа компрессора;
- оседание конденсата на стенках камер
- появление неприятного запаха, связанного с порчей продуктов;
- образование наледи на испарителе.
Иногда утечка выявляется сразу после возникновения. При случайном повреждении трубки контура из отверстия выделяется газ, что сопровождается характерным звуком. Обнаружив это, необходимо запаять капилляр. Признаком недостатка хладона может являться коррозия корпуса. Температура в камерах повышается, из-за чего металл подвергается воздействию конденсата.
Подготовительные работы
Перед началом ремонтных работ холодильник освобождают от продуктов. Все полки, ящики и держатели также нужно извлечь. Обязательным является ознакомление с инструкцией к холодильной установке. Заранее подготавливают 2 манометра. Один имеет синий цвет и применяется для измерения давления закачки. Красный манометр потребуется для оценки показателей нагнетания.
Удаление остатков хладгента
Перед тем, как заправить фреон для холодильника самому, систему нужно освободить от остатков хладагента. Для этого используют игольчатый захват, который выполняет функции тисков, сжимающих осушитель. Медную часть трубки прокалывают. В целях безопасности капилляры выводят в окно. После этого открывают вентиль, устраняя излишнее давление. Охлаждающую систему обрабатывают азотом, что помогает удалить остаточную влагу. Делается это так:
- контур прочищают в течение 10-15 минут;
- перекрывают вентиль в месте установки игольчатого захвата;
- отсекают фильтр-осушитель обрабатываемого капилляра;
- продув проводят повторно.
Нужно помнить, что при замене фильтра капиллярную систему нельзя оставлять в открытом виде более, чем на полчаса. Новый осушитель монтируют после завершения продува.
Закачка фреона
Заправка холодильника фреоном своими руками осуществляется следующим образом:
- К патрубку компрессора подключают шланг синего цвета. Желтую гибкую трубку подсоединяют к газовому баллону.
- Трубопровод снабжают клапаном Шредера. Это необходимо для измерения давления нагнетания. К клапану подводят красную трубку.
- Кран синего манометра открывают. То же касается баллона с хладагентом. После достижения давления в 0,4-0,5 атмосфер, одновременно перекрывают 2 вентиля.
- Запускают компрессор примерно на 30-40 секунд. После этого мотор вновь выключают.
- От баллона с хладагентом отсоединяют трубку желтого цвета. Устанавливают вакуумно-насосную станцию. Закрывают вентиль синего цвета, компрессор запускают на 7-10 минут.
- Шланг желтого цвета отсоединяют от компрессора и подключают к баллону, на котором открывают клапан. Действия должны выполняться так, чтобы газ удалил все остатки воздуха в трубке. После этого клапан перекрывают. На баллоне открывают синий вентиль, закачивая нужное количество фреона.
- Выключив насосную установку, проверяют давление в контуре. При получении нормального показателя трубки запаивают и изгибают, все шланги отсоединяют.
Помимо замены хладагента, может применяться дозаправка. Закачать фреон самостоятельно, не разбирая систему, можно при наличии незначительных повреждений. В таком случае выгоднее иногда доливать хладагент, чем проводить дорогостоящий ремонт.
Когда нужно заправлять холодильник фреоном
Хладагент не имеет срока годности, то есть не утрачивает своих свойств со временем. Причиной заправки служит только утечка реагента из-за нарушения целостности контура. Самый просто способ проверить необходимость заправки – сравнить текущую температуру с заявленной в технической документации. По величине разницы можно судить о количестве нехватки реагента.
Утечка в холодильнике может возникать из за неправильного монтажа и механических повреждений.
Проблемы, которые могут возникнуть при самостоятельной заправке
Изучить теоретическую часть процесса и точно выполнить все по пунктам не дает гарантию отсутствия проблем в процессе заправки. Поэтому стоит заранее узнать о возможных трудностях и часто встречающихся ошибках:
- Влага в контуре после просушки. Может остаться, если сэкономить время или слишком поторопиться. Приводит к выходу из строя компрессора, засорению капилляров. Поэтому рекомендуется тщательно сушить систему, потратив на это немного больше времени. Исправить ошибку можно только осуществив заправку заново.
- Избыточное количество заправленного хладагента. Сколько нужно фреона для заправки бытовых холодильников определенной марки указано в технической документации. Лишний газ перегружает компрессор, создает избыточное давление в системе. Это приводит к поломке и необходимости замены элементов.
Перед началом заправки нужно ознакомиться с возможными трудностями, которые могут возникать в ходе выполнения работы.
Произвести закачку фреона своими руками сложно. Требуется учитывать все нюансы и особенности процедуры и модели устройства. В противном случае это может привести к более дорогостоящему ремонту или замене оборудования.
- https://xeonix.ru/kuhonnaya/kakoj-freon-v-holodilnike.html
- https://its-city.ru/kuhonnaya/hladagent-v-holodilnike.html
- https://holodservice.net.ua/kakoj-freon-ispolzuetsya-v-xolodilnikax.html
- https://Freons.xyz/kakoy-hladagent-ispolzuyut-v-holodilnike/
- https://InvestGazeta.ru/klimaticheskaya/zapravka-holodilnika.html